Из цикла "Русская Арктика - история успеха"
2 августа 1933 года пароход «Семён Челюскин» вышел из Мурманска в экспедицию, под руководством советского полярного исследователя Отто Шмидта. Его целью было прибытие во Владивосток по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Но 23 сентября корабль оказался полностью заблокирован арктическими льдами. «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев.
13 февраля в 13 часов 30 минут внезапным сильным ледяным напором разорвало левый борт парохода. Через два часа судно затонуло. Погиб один человек, остальные члены экспедиции спаслись и два месяца дрейфовали на льдине. Советские летчики, сделав десятки рейсов, эвакуировали всех челюскинцев. Последним покинул лагерь капитан судна Владимир Воронин. Все пилоты-спасатели первыми в стране были удостоены высокого звания Героев Советского Союза.
19 июня 1934 года в Москве на Красной площади летчикам и участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы.
ИХ ВСТРЕЧАЛА ВСЯ СТРАНА
Вся страна восторженно встречала героев челюскинской эпопеи.
«Поездом цветов» назвали обратный путь домой через всю страну челюскинцев и летчиков-героев.
Многоствольным сибирским лесом,
так, что кажется не пройти,
высыпают перед экспрессом,
толпы - толп на его пути.
Сквозь полуночные туманы,
сквозь полуденный солнца блеск,
от Великого океана
легендарный идет экспресс – раздавалось из всех радиодинамиков.
Владивосток, Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Омск... К Москве, к Москве…
В РЕВОЛЮЦИОННОМ ПОРЫВЕ
Что же на самом деле произошло в те дни в арктических льдах с пароходом и экспедицией челюскинцев? А, главное, почему случилась трагедия?
Вот, что писала в то время газета «Правда»:
«ЧЕЛЮСКИН» ПРИБЫЛ В ЛЕНИНГРАД. Ленинград. 25 июня 1933 года (корр. «Правды»). Сегодня в ленинградский порт прибыл новый советский ледокольный пароход «Челюскин», построенный по заказу Главсеверопути в Копенгагене. Его водоизмещение — 7000 тонн, мощность — 2400 лошадиных сил, скорость — до 12 1/2 узлов в час.
В этом году на «Челюскине» будет повторен прошлогодний исторический рейс «Сибирякова» — из Архангельска во Владивосток. Экспедицией руководит проф. О. Ю. Шмидт».
Уже в этой короткой заметке заложена роковая ошибка - пароход «Челюскин» назван «ледокольным».
На самом деле знаменитый пароход был построен буквально накануне своего первого и последнего похода в 1933 году в Дании на верфях фирмы Burmeister and Wain (B&W, Copenhagen) по заказу советского правительства. Новое судно сначала получило название «Лена», так как предназначалось для грузопассажирских перевозок между Владивостоком и устьем реки Лены. Но накануне предстоящей полярной экспедиции его переименовали в «Семён Челюскин», в честь известного русского полярного мореплавателя Семёна Ивановича Челюскина.
Пароход действительно соответствовал самым современным техническим стандартам своего времени. И именно новизна судна привлекли внимание советского энтузиаста полярных исследований Отто Юльевича Шмидта, глубоко верящего во всесилие человека, служащего науке и несмотря ни на что покоряющего природу.
В своем революционном порыве открытий Шмидт был готов на всё. Особенно ради своей мечты о покорении Северного морского пути – маршрута, ведущего вдоль северных берегов Евразии в Тихий океан.
Главной трудностью для судоходства здесь были многолетние арктические льды, мешающие навигации. Шмидт же поставил цель прохождение всего Северного морского пути за одну навигацию на обычном грузопассажирском пароходе, коим был «Челюскин».
А в 1932 году экспедиция Шмидта сумела все-таки пройти за одну навигацию из Белого в Баренцево море, но на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков»! И уже во время этого плавания из-за встречи с тяжёлыми льдами «Сибиряков» лишился гребного винта, пройдя последнюю часть пути под парусом и на буксире.
После этих первых арктических опытов в голове Шмидта укрепилась идея о проведении еще одной экспедиции, которая должна была поставить окончательную точку в покорении Северного морского пути. И пароход «Челюскин» стал для этого энтузиаста средством развить свой исследовательский успех.
ДИСКУССИЯ О ПРИГОДНОСТИ СУДНА
Шмидт смог убедил Главное управление Северного морского пути при Совнаркоме СССР использовать корабль в его новом экспериментальном путешествии. Проблема заключалась в том, что, несмотря на всю свою современность, «Челюскин» в первую очередь был грузовым кораблем, конструктивно не приспособленным для экстремальных навигаций среди полярных льдов. Это обстоятельство, по общему мнению, специалистов, и привело к будущей гибели судна.
Увлекательная цель похода парохода «Семён Челюскин» воодушевляла тогда многих энтузиастов, посвятивших свою жизнь идеи исследования и освоения Севера. Но некоторые опытные полярники задались закономерными вопросами о пригодности корабля к будущей экспедиции. Одним из таких скептиков был опытнейший полярный мореход и товарищ Шмидта по арктическим экспедициям на ледоколах «Г. Седов» и «А. Сибиряков», ставший теперь капитаном «Челюскина» - Владимир Иванович Воронин.
Изучив свой новый пароход «Семен Челюскин», Воронин официально отметил перед начальством ряд недостатков его конструкции, которые говорили о невозможности эксплуатации судна в тяжелых ледовых условиях. Но на его замечания в Главном управлении Северного морского пути, судя по последствиям, не обратили никакого внимания. И экспедицию продолжили ускоренно готовить.
НАЧАЛО РОКОВОГО ПОХОДА
«Семён Челюскин» отправился в путь из Мурманска 2 августа 1933 года. На борту отплывшего парохода находились 112 участников экспедиции. Пароход был сильно перегружен из-за разведывательного гидросамолета, нескольких сборных бревенчатых домов, предназначенных для поселения на острове Врангеля, а главное - дополнительного объема угля для обогрева островитян.
К тому же на борту оказались и «зайцы» - один из геодезистов, Васильев, взял с собой в путешествие беременную супругу, которой предстояло родить дочь на борту «Челюскина» и продолжить экспедицию с грудным ребенком на руках.
Первые серьезные льды в Карском море, появившиеся сразу после пролива Маточкин Шар, все-таки не стали большим испытанием для парохода. Но вскоре корабль натолкнулся на серьезное препятствие по курсу движения - большой необитаемый остров, не обозначенный на картах. Лишь тщательные исследования позволили установить, что это остров Уединения, открытый еще в XIX столетии и подтвержденный в 1915 году экспедицией Отто Свердрупа. Только на имевшихся картах этот остров находился на 50 миль к востоку от своего реального местоположения, как со временем определил экспедиционный астроном-геодезист Яков Гаккель.
С задержкой пароход тронулся в дальнейшее путешествие. С каждой новой милей последующего пути льды нарастали. Первым повреждением от них стала порча стрингера, вслед за которым лопнул шпангоут.
На борту парохода был главный инженер Главного управления Северного морского пути Виктор Александрович Ремов, придумал удачную конструкцию деревянных креплений, заменившую испорченные детали, но эта авария стала первым предупреждение о надвигающейся драме.
Для проведения ремонта челюскинцам пришлось разгружать носовой трюм, где хранился уголь. Все участники экспедиции от матроса до ученого разделились на бригады и, сменяя друг друга, справно решили проблему. Но драгоценное время было потеряно.
Кстати, тут надо отметить, что подобный бригадный принцип организации труда все-таки выручил полярников в предстоящей зимовке на льдине.
ГИБЕЛЬ ПАРОХОДА
23 сентября 1933 года корабль оказался окончательно заблокированным. Сплошные льды окружили и сковали его рядом с тем местом, где за год до этого остановился пароход «Александр Сибиряков».
Таким образом, даже первая задача экспедиция была не достигнута. Добраться до острова Врангеля, Шмидт не смог.
Теперь неуправляемый пароход «Семен Челюскин» двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов.
4 ноября 1933 года судно вынесло в акваторию Берингова пролива. Пришла радостная весть - лед стал утончаться и вскоре от чистой воды пароход отделял путь всего лишь в несколько километров. Шмидту показалось, что благополучное спасение неминуемо.
В это время недалеко от «Челюскина» находился ледокол «Литке».
Его капитан предложил помочь вырвать из ледяного плена застрявший пароход. Но Шмидт отказался от поддержки, надеясь, что их судно сможет самостоятельно выбраться на чистую воду. И на этот раз руководитель экспедиции допустил очередную и уже фатальную ошибку, за которую в итоге расплачивались все члены экспедиции.
Неожиданно капризный дрейф изменил свое направление и отправил «Челюскин» в прямо противоположную сторону – во льды и торосы арктической пустыни! Осознавший свою оплошность Шмидт уже по своей инициативе запросил помощь «Литке», но было слишком поздно. Теперь экипаж ожидала зимовка в ледяном плену, и никто не мог поручиться за сохранность судна в экстремальных условиях Крайнего Севера.
13 февраля, наступившего 1934 года, корабль пошел на дно. Физическая причина гибели парохода «Челюскин» заключалась в мощном напоре льдов, пробивших его левый борт.
ЭВАКУАЦИЯ С СУДНА
Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. 13 февраля в 13 часов 30 минут внезапным сильным напором разорвало левый борт на большом протяжении от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности запустить водоотливные средства. Через два часа пароход затонул.
За эти 120 минут организованно и без паники были выгружены на лед аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет и радио. Последний груз спустили на лед, когда уже нос судна погрузился под воду. Руководители экспедиции и капитан сошли с корабля последними за несколько секунд до его полного погружения.
При эвакуации погиб человек - был придавлен бревном и увлечен под воду завхоз Могилевич. Остальные полярники остались невредимы и здоровы.
На лед высадились 104 человека, среди них 10 женщин и уже двое детей.
Со слов инженера Виктора Ремова известно, что люди кое-как переночевали ночь. Разместились на льду в палатках и спальных мешках. Жить в таких условиях было очень трудно. На утро он пересчитал те материалы, которые всплыли. Хорошо, что перед самой гибелью парохода боцман Загорский разрубил топором тросы, которые крепили «лес» на палубе. Сначала утвердили план строительства барака на 50 человек, кухни и сигнальной вышки для дымовой сигнализации летчикам.
Барак возвели достаточно быстро. Из себя он представлял деревянный каркас 6 на 15 метров, обшитый тёсом и покрытый досками и брезентом сверху, полом служили листы фанеры, покрытые войлоком. Сделали две печки из пустых бочек, в которых на поленьях сгорало в сутки 50 килограммов нефти вместе с керосином.
В 1964 году о гибели ледокола вспоминал оператора кинохроники Аркадий Менделевич Шафран, награждённый орденом Красной Звезды в 1934 году за съёмки фильма о гибели парохода «Челюскин». «Когда судно начало тонуть, передо мной встала довольно сложная задача. Во-первых, как член аварийной бригады я обязан был делать свое дело, но в тоже время я прекрасно понимал, что такое обстоятельство, как гибель судна необходимо снимать… Я начал заниматься разгрузкой, таскал какие-то ящики, но увидел, что судно погружается и вспомнил о прямых обязанностях… Я вытащил из каюты весь заснятый материал о походе «Челюскина», чистую плёнку и аппаратуру. Поставил её на лёд и начал снимать… Было очень холодно. Аппарат замерзал, вращался он с большим трудом, плёнка еле двигалась… Механическая часть камеры внутри была буквально забита снегом… Было уже почти темно». Потом, в лаборатории фильм спасли, и мы можем видеть эти кадры гибели «Челюскина».
Радиосвязь с «Большой землей» наладили под руководством старшего радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля. «У нас было всё что угодно, но не было паники. - вспоминал он. - Первые минуты были довольно тревожные. Надо дать связь, но по расписанию нас не должны были слушать. Но в посёлке Уэллен находилась одна единственная замечательная девушка... Людочка, как мы её называли, комсомолка Людмила Шрабер. И волею судеб на эту Людочку обрушился, в связи с гибелью «Челюскина», шквал радиограмм: правительственная, аварийная, молния, сверхмолния, авиапогода, метеосводка, авиасообщение… И в продолжении двух месяцев Людочка выдерживала эту нечеловеческую нагрузку…
Когда нужно было установить связь с берегом, конечно, Людочка нас услышала. Примерно через час сорок пять минут, Владимир Иванович Воронин, капитан «Челюскина», сказал мне: ну давай, сейчас корабль затонет, уходи из радиорубки. Последняя моя просьба была к Людочке: следи за нами на всех волнах, сейчас наступит перерыв, корабль затонет, и мы как-то будем устраиваться на льду…
Когда я включил приёмник, это было в холодной палатке, при чадящем фонаре, первое, что я услышал – это был весёлый американский фокстрот. На следующий день связь была установлена и Отто Юльевич Шмидт написал первую радиограмму, сообщил нашему правительству о том, что с нами случилось».
«Челюскин» затонул. Экипаж парохода высадился на лед. Начальник экспедиции Шмидт».
Действительно, относительно недалеко, по северным масштабам, от потерпевших крушение челюскинцев, на мысе Уэллен, располагалась береговая радиостанция, которая и передала сообщение в Москву.
14 февраля по радио телеграмма: «Москва. Совнарком. Куйбышеву… 13 февраля в 13 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов».
Продолжение следует...
Автор: Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:
Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti
Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!