Найти в Дзене

Ледокол «Александр Сибиряков»: впервые с запада на восток по Северному морскому пути!

Из цикла "Русская Арктика – история подвига!"

Первые сквозные плавания северным морским путем в одну навигацию.

К началу 30-х годов ХХ столетия теоретически стало понятно, что использование Северного морского пути для регулярной связи между Европейской частью и Дальним Востоком СССР вполне возможно. До этого по маршруту прошли лишь четыре судна, но за несколько лет и ценой неимоверных усилий и жертв. Теперь стояла задача пройти Северным морским путём в одну навигацию.

-2

Впервые по Северному морскому пути с запада на восток в одну навигацию в 1932 году прошла экспедиция Арктического института под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» водоизмещением 3200 тонн был заложен 23 ноября 1908 года в Англии на верфи «Гендерсон и К°» в Глазго по заказу компании «Bellaventure Steamship Co Ltd.» и спущен на воду в 1909 году под названием «Bellaventure» - «Беллавенчур». Первый порт приписки Сент-Джонс, Ньюфаундленд.

В 1915 году владелец судна компания «A. J. Harvey and Co.» продала корабль Министерству торговли и промышленности России. В 1916 году ледокольный пароход переименовали в «Александр Сибиряков», в честь известного золотопромышленника, мецената и исследователя Сибири и Арктики, одного из инициаторов освоения Северного морского пути Александра Михайловича Сибирякова. Команда любовно называло корабль - «Саша».

-3

В экспедицию Арктического института судно вышло утром 28 июля 1932 года из порта Архангельска под командованием капитана В.И. Воронина, начальника экспедиции академика О.Ю. Шмидта и его заместителя по научной части В.Ю. Визе.

Отто Шмидт на судне не всегда к добру
Отто Шмидт на судне не всегда к добру

Пройдя через Маточкин Шар в Карское море корабль 3 августа 1932 года благополучно достиг порта Диксон, где простоял до 11 августа в ожидании погрузки угля. Оттуда ледокольный пароход взял курс на Северную Землю и, проходя по совершенно чистой воде, обнаружил по пути остров Сидорова (название дано в честь военного гидрографа К. Е. Сидорова), положив тем самым начало открытию группы островов Арктического Института.

-5

Несмотря на острую нехватку времени, начальник экспедиции Шмидт и капитан корабля Воронин решили сделать немалый крюк, чтобы посетить четверку исследователей, только что закончивших составлять карту архипелага Северная Земля.

-6

В два часа ночи 14 августа 1932 года ледокольный пароход подошел к острову Домашнему на встречу с зимовщиками Г. А. Ушаковым и Н.Н. Урванцевым, составлявшим карты. «Мы подошли к «Сибирякову» на шлюпке и провели его на рейд. Моряки приветствовали нас гудками. На мачтах корабля поднялись флаги расцвечивания, был спущен парадный трап. Нас встретили поистине с адмиральскими почестями, - вспоминал руководитель североземельной экспедиции Георгий Ушаков. - У трапа на палубе великое, непривычное для нас множество народу. …Стрекочут кинокамеры, щелкают фотоаппараты. Встреча была восторженной и суматошной…»

-7

Перед отходом «Сибирякова» Г. А. Ушаков вручил Шмидту, Воронину и Визе карту Северной Земли, которую накануне вычертил Николай Урванцев в меркарторской проекции, применяемой в морской навигации. И по совету Георгия Ушакова корабль пошел по чистой воде, обогнув остров Комсомолец архипелага Северной Земли с севера, прошел из Карского моря в море Лаптевых до бухты Тикси.

В конце августа из Тикси ледокол продолжил путь на восток, взяв на буксир два колесных ленских парохода и довел их до устья реки Колымы.

Вблизи Чаунской губы «А. Сибиряков» наткнулся на многолетние торосистые льды. Лишь к 10 сентября корабль пробился через торосы до острова Колючин. И здесь сломались все четыре лопасти винта! На ремонт потребовалось шесть дней. «Сибиряков» продолжил плавание, но через два дня льдиной опять срезало вал винта с муфтой и лопастями. Корабль начал десятидневный дрейф.

27 сентября подул северо-западный ветер и немного разметал льды. Команда воспользовалась благоприятной ситуацией и поставила одиннадцать парусов.

«Пришлось придумать наспех паруса

из угольных мешков. И в черных перьях

мы ловим ветровые голоса,

пытаясь выйти на чукотский берег,

а с парусов, от кухни разгорясь,

течёт ручьями угольная грязь…» - писал участник экспедиции поэт Илья Сельвинский.

И пароход «А. Сибиряков» начал медленно продвигаться на юго-восток.

-8

Имевший большой опыт хождения под парусами капитан Воронин 1 октября 1932 года, в день сорокаоднолетняя Шмидта, благополучно вывел пароход на чистую ото льда морскую воду у северного прохода в Берингов пролив. Там его уже ждал вызванный по радио на помощь траулер «Уссуриец», который отбуксировал пароход в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив ремонт в японском порту, 1 января 1933 года советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков» вышел в море и 7 марта прибыл в Мурманск.

Таким образом ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые в истории за два месяца и три дня прошел маршрут Северного морского пути, от устья Северной Двины до Берингова пролива, в одну навигацию! Многовековая мечта исследователей Арктики была воплощена в жизнь!

-9

Успешная экспедиция О.Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» позволило Совету Народных Комиссаров СССР издал Постановление от 17 декабря 1932 года об образовании Главсевморпути. С тех пор этот день отмечается как День открытия Северного морского пути.

Продолжение следует... Автор: Владлен Дорофеев

Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:

Как утонул "Челюскин"? Рассказывают участники событий.
Истории русской провинции29 марта 2019
Как авантюра Шмидта дала стране первых героев СССР! Спасение челюскинцев.
Истории русской провинции13 апреля 2019
Папанинцы на полюсе. Решились на героическое действие — гнать спирт из коньяка!
Истории русской провинции17 сентября 2019

Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti

Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.

Спасибо за внимание!