Из цикла "Русская Арктика – история подвига!"
Первые сквозные плавания северным морским путем в одну навигацию.
К началу 30-х годов ХХ столетия теоретически стало понятно, что использование Северного морского пути для регулярной связи между Европейской частью и Дальним Востоком СССР вполне возможно. До этого по маршруту прошли лишь четыре судна, но за несколько лет и ценой неимоверных усилий и жертв. Теперь стояла задача пройти Северным морским путём в одну навигацию.
Впервые по Северному морскому пути с запада на восток в одну навигацию в 1932 году прошла экспедиция Арктического института под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».
Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» водоизмещением 3200 тонн был заложен 23 ноября 1908 года в Англии на верфи «Гендерсон и К°» в Глазго по заказу компании «Bellaventure Steamship Co Ltd.» и спущен на воду в 1909 году под названием «Bellaventure» - «Беллавенчур». Первый порт приписки Сент-Джонс, Ньюфаундленд.
В 1915 году владелец судна компания «A. J. Harvey and Co.» продала корабль Министерству торговли и промышленности России. В 1916 году ледокольный пароход переименовали в «Александр Сибиряков», в честь известного золотопромышленника, мецената и исследователя Сибири и Арктики, одного из инициаторов освоения Северного морского пути Александра Михайловича Сибирякова. Команда любовно называло корабль - «Саша».
В экспедицию Арктического института судно вышло утром 28 июля 1932 года из порта Архангельска под командованием капитана В.И. Воронина, начальника экспедиции академика О.Ю. Шмидта и его заместителя по научной части В.Ю. Визе.
Пройдя через Маточкин Шар в Карское море корабль 3 августа 1932 года благополучно достиг порта Диксон, где простоял до 11 августа в ожидании погрузки угля. Оттуда ледокольный пароход взял курс на Северную Землю и, проходя по совершенно чистой воде, обнаружил по пути остров Сидорова (название дано в честь военного гидрографа К. Е. Сидорова), положив тем самым начало открытию группы островов Арктического Института.
Несмотря на острую нехватку времени, начальник экспедиции Шмидт и капитан корабля Воронин решили сделать немалый крюк, чтобы посетить четверку исследователей, только что закончивших составлять карту архипелага Северная Земля.
В два часа ночи 14 августа 1932 года ледокольный пароход подошел к острову Домашнему на встречу с зимовщиками Г. А. Ушаковым и Н.Н. Урванцевым, составлявшим карты. «Мы подошли к «Сибирякову» на шлюпке и провели его на рейд. Моряки приветствовали нас гудками. На мачтах корабля поднялись флаги расцвечивания, был спущен парадный трап. Нас встретили поистине с адмиральскими почестями, - вспоминал руководитель североземельной экспедиции Георгий Ушаков. - У трапа на палубе великое, непривычное для нас множество народу. …Стрекочут кинокамеры, щелкают фотоаппараты. Встреча была восторженной и суматошной…»
Перед отходом «Сибирякова» Г. А. Ушаков вручил Шмидту, Воронину и Визе карту Северной Земли, которую накануне вычертил Николай Урванцев в меркарторской проекции, применяемой в морской навигации. И по совету Георгия Ушакова корабль пошел по чистой воде, обогнув остров Комсомолец архипелага Северной Земли с севера, прошел из Карского моря в море Лаптевых до бухты Тикси.
В конце августа из Тикси ледокол продолжил путь на восток, взяв на буксир два колесных ленских парохода и довел их до устья реки Колымы.
Вблизи Чаунской губы «А. Сибиряков» наткнулся на многолетние торосистые льды. Лишь к 10 сентября корабль пробился через торосы до острова Колючин. И здесь сломались все четыре лопасти винта! На ремонт потребовалось шесть дней. «Сибиряков» продолжил плавание, но через два дня льдиной опять срезало вал винта с муфтой и лопастями. Корабль начал десятидневный дрейф.
27 сентября подул северо-западный ветер и немного разметал льды. Команда воспользовалась благоприятной ситуацией и поставила одиннадцать парусов.
«Пришлось придумать наспех паруса
из угольных мешков. И в черных перьях
мы ловим ветровые голоса,
пытаясь выйти на чукотский берег,
а с парусов, от кухни разгорясь,
течёт ручьями угольная грязь…» - писал участник экспедиции поэт Илья Сельвинский.
И пароход «А. Сибиряков» начал медленно продвигаться на юго-восток.
Имевший большой опыт хождения под парусами капитан Воронин 1 октября 1932 года, в день сорокаоднолетняя Шмидта, благополучно вывел пароход на чистую ото льда морскую воду у северного прохода в Берингов пролив. Там его уже ждал вызванный по радио на помощь траулер «Уссуриец», который отбуксировал пароход в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив ремонт в японском порту, 1 января 1933 года советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков» вышел в море и 7 марта прибыл в Мурманск.
Таким образом ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые в истории за два месяца и три дня прошел маршрут Северного морского пути, от устья Северной Двины до Берингова пролива, в одну навигацию! Многовековая мечта исследователей Арктики была воплощена в жизнь!
Успешная экспедиция О.Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» позволило Совету Народных Комиссаров СССР издал Постановление от 17 декабря 1932 года об образовании Главсевморпути. С тех пор этот день отмечается как День открытия Северного морского пути.
Продолжение следует... Автор: Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:
Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti
Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!