Ну, и в завершение темы советского дефицита, пройдусь еще по паре пунктов.
Лекарства
Сейчас вспоминаю и удивляюсь, почему снабжение аптек по стране было таким неравномерным? Цены везде были одинаковые, а ассортимент – разный, хотя сеть была единой. Понятное дело, зеленка с ватой были всюду, а вот что-то посерьезнее цитрамона купить, порой, было непросто. Помню телефонные междугородние разговоры деда с родственниками и знакомыми, которые просили посмотреть-купить-прислать нужное им лекарство в нашей аптеке, потому что в их городе (деревне) такое не достать. Дед же, в свою очередь, страдая бронхиальной астмой и кучей других болячек, тоже заказывал нехилый перечень средств, которые, возможно, были в свободном доступе где-то вдалеке от нашей деревни. И этот лекарственный обмен был нормой.
Настоящей экзотикой были привезенные нам старшим сыном деда с бабушкой из Индии лекарства компании «Himalaya» и каких-то других фирм. Дядюшка мой там был в командировке, а перед отъездом закупил лекарства «от всего» и прислал их нам с длиннющей рукописной инструкцией: что, при каких болезнях и как применять. В СССР таких лекарств в продаже, естественно, не было. По крайней мере, в нашей сибирской глубинке – точно.
Автомобили
Во времена моего детства личного автотранспорта (не считая мопедов и мотовелосипедов) не было практически ни у кого. В кругу знакомых, родственников и семей одноклассников были несколько мотоциклов «Урал» с коляской, а немногочисленные машины, перемещавшиеся по деревне, принадлежали предприятиям и организациям. Причем, большинство автомобилей составляли различные грузовики и УАЗы.
С началом автомобилизации частных лиц, одними из первых (по льготным же очередям) легковушки приобретали инвалиды и участники войны. Это были двухместные «инвалидки» (подскажите название автомобиля!) и «Запорожцы». Позднее ветераны получили право выбора - «Москвич», «Жигули», «ЛуАЗ», «Нива» или (еще позднее) «Ока». Раз в сколько-то лет обладатель «ветеранской» машины имел право на ее замену, то есть на покупку нового авто.
В нашей семье фронтовиками были и дед, и бабушка, поэтому каждый из них имел право записаться в очередь, как самостоятельное лицо. Таким образом, они до развала Союза регулярно обновляли автопарк двух своих сыновей. Не имея водительских прав, они оформляли авто на себя, и передавали детям по доверенности. Сначала каждый из них – в разные годы - получил по ушастому «Запорожцу», далее оба стали счастливыми обладателями «Нивы», во время третьей смены машин один купил «Жигули», а второй снова выбрал «Ниву». И завершением ветеранской автоэпопеи в конце 80-х годов стала покупка «ЛуАЗа». К этому времени личные автомобили уже не были редкостью, даже в деревне.
Иллюстрации для статьи взяты из открытого источника.
Если вам понравилась статья, помогите развитию канала – пожалуйста, поставьте лайк, поделитесь с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные истории. Спасибо за внимание!