Найти в Дзене
Господь Иисус

О страхе Божьем. Часть 2

Оглавление

Мы продолжаем наше исследование этой важнейшей темы - страха перед Богом. В первой части мы рассмотрели некоторые тексты из Ветхого Завета (прочитать можно здесь). Конечно, это был лишь краткий обзор, всего текстов со словами “страх” и однокоренными (на иврите) более четырёх сотен, рассмотрение каждого из них и анализ мог бы занять гораздо больше времени, а по объёму это могло бы потянуть на целую книгу. Но ключевые моменты мы всё-таки рассмотрели - о “начале мудрости”, а также о том, что ветхозаветные праведники считали страх Божий неотъемлемой частью своей жизни, мы также отметили, что в Библии страх перед Богом противопоставляется страху перед людьми.

Сегодня я услышал одну историю о молодом человеке, который никак не может справиться с игроманией, он сам признаётся, что проводит часы в играх, потом чувствует вину, но на следующий день всё повторяется. И так раз разом, день за днём - и выбраться из этого порочного круга кажется ему невозможным. Отвечая на вопрос этого молодого человека, священник отметил несколько заблуждений, которые этот парень не замечал. И одно из них такое: “Я понимаю, что построение отношений с Богом гораздо лучше и приносит удовлетворение, но ничего не могу с собой поделать”.

Во-первых, конечно же, любой человек способен оставить игры, представьте, что у него будет выбор - играть или умереть, а, может быть, такой - играть или получить миллион долларов. Любой, даже самый закостенелый игроман, обладающий разумом, способен сделать этот выбор. Во-вторых, на самом деле человек не понимает, что отношения с Богом “гораздо лучше”, и на это указывают плоды его жизни - он неизменно выбирает то, что ему нравится больше, и это - игры.

Но как это работает с играми или любыми другими развлечениями или хобби, которые отнимают слишком много времени, так это происходит и с выбором - бояться Бога или бояться людей. В сознании большинства людей, и даже верующих христиан, сложился образ “доброго Иисуса” или даже образ жестокого образа Бога Ветхого Завета и нежного Бога Нового Завета.

Однако Иисус вовсе не просто “Учитель добрый”, Он - Бог, и всё, что мы читали раньше в Танахе (Ветхом Завете), полностью относится к Нему. Более того, существует точка зрения, что многие (если не все) проявления Бога в мире были проявлениями Иисуса Христа - именно Он посылал Ангелов, чтобы возвещать Божью волю и осуществлять Его суд над нечестивцами, говорил с пророками, даже “Ветхий днями” из книги пророка Даниила вполне может быть Сыном Человеческим, ведь похожее описание содержится в книге Откровение:

-2
…глава Его и волосы белы, как белая во́лна*, как снег, и очи Его - как пламень огненный, и ноги Его подобно халколивану, как раскалённые в печи, и голос Его - как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звёзд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его - как солнце, сияющее в силе своей.
(Откровение 1:14-16)
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая во́лна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.
(Даниил 7:9)

*вОлна (ударение на первый слог) - белая овечья шерсть, символ чистоты.

Страх Божий в Евангелии

Увидев Иисуса, Иоанн Богослов в страхе и ужасе падает на землю как мёртвый, и это вполне соответствует тому, как это происходило с ветхозаветными пророками. Страх перед Богом, Его святостью и могуществом - это то, что отличает истинно верующего человека, и такое отношение должно быть и к Иисусу Христу. 

В Нагорной проповеди Иисус напоминает людям об этом:

“И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь Того, Кто может и душу, и тело погубить в геене огненной
(Евангелие от Матфея 10:28)

А кто же это сделает? В книге Откровение мы видим Иисуса, Который есть Альфа и Омега, начало и конец (1:18, 21:6, 22:13), Который будет судить народы и осуществлять наказание:

“Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его”.
(Откровение 22:12)
“Ибо отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну
(Евангелие от Иоанна 5:22)

Перед Ним, Сидящим на “великом белом престоле” (Откр.20:11) склонятся все в ужасе великом, но будет уже поздно, потому что бояться Его нужно было до суда (Евр.9:27).

-3

Греческое слово φοβέω (фобЭо) это аналог слова יָרֵיראא (йарэ) на иврите, о котором мы читали в первой части, Господь возвращает нас назад в абсолютно такой же контекст. Страх перед Богом снова противопоставляется страху перед людьми, которые могут причинить физические страдание. Это слово и его производные встречается в текстах книг Нового Завета 130 раз, и мы посмотрим на некоторые из этих текстов, в которых говорится, что страх Божий описывается в Новом Завете точно так же и в Ветхом, и он относится и к Иисусу Христу, и к Духу Святому как во времена земного служения Иисуса Христа, так и после Дня Пятидесятницы, который считается началом Церкви.

Сначала мы видим учеников, которые боятся Иисуса, идущего по воде, думая, что Он - призрак, однако Господь успокаивает их: “Не бойтесь!”, словно убеждая, что не такой страх должны иметь они к Нему (14-я глава Евангелия от Матфея). Евангелист Марк, рассказывая о другом случае на озере, когда Господь спал во время шторма, а потом приказал, и буря утихла, упоминает о страхе учеников (Евангелие от Марка, глава 4), но говорит и о том, что они ещё не понимают, Кто есть Иисус (“…Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?” 4:41). Но потом Пётр, Иаков и Иоанн удостаиваются чести увидеть Его в славе на горе Преображения, о чём говорится уже в 17-й главе:

“И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались”
(Евангелие от Матфея 17:6)
-4

Ученики испугались громогласного голоса Отца, но Иисус снова говорит: “Не бойтесь”, более того, он запрещает им говорить кому-либо об этом случае до Его воскресения из мёртвых. Означает ли это, что Иисуса бояться не надо? Конечно, нет, в святоотеческих толкованиях, как правило, говорится о том, что это нужно было, во-первых, как знак смирения Господа по человечеству, а, во-вторых, чтобы для многих крест не стал слишком большим соблазном. После же воскресения эти рассказы дополнительно подтверждали, что Иисус всегда был Тем, Кем Он Себя называл - истинно Богом, Владыкой над жизнью и смертью.

В 25-й главе Евангелия от Матфея говорится о человеке, который, убоявшись, спрятал талант, данный ему господином. Вот, казалось бы, правильно, что человек боялся, однако, хозяин его осудил. Так и страх перед Богом может быть больше похож на суеверие, которое больше отвращает от каких-либо действий, чем вдохновляет на творчество. “Там не ходи, туда не смотри, чёрных кошек и тринадцатых этажей бойся” и так далее. Как мы видели раньше, страх Божий совершенно другой - он побуждает исполнять заповеди и жить свято. 

В самом конце Евангелия от Матфея, в 28-й главе, мы видим, что страх перед Богом вполне может сопровождаться радостью (Евангелие от Матфея 28:8), Иисус после воскресения посещает Своих учеников и побуждает их не сидеть за закрытыми дверями, а выходить и рассказывать о Своём воскресении, собираться вместе для последней встречи с Господом перед Его вознесением на небеса.

-5

В других Евангелиях мы видим как страх может отвращать от Иисуса (как в истории с исцелённым бесноватым и свиньями - Евангелие от Марка, глава 5), а может и приближать (как в истории с женщиной, исцелённой Господом от кровотечения (там же, стих 33). Мы видим, что страх перед Богом может транслироваться на тех, кто живёт праведной жизнью, так Ирод правитель боялся Иоанна Крестителя, так книжники и первосвященники были в ужасе от Иисуса, не понимая, Кто Он, но видя многие чудеса и прославление в народе. Страх перед Богом также может выражаться в страхе перед Его посланниками, Ангелами - так убоялся праведный Захария, Богородица Дева Мария, Иосиф Обручник. И, конечно, страх сопровождал многочисленные чудеса Иисуса Христа - исцеления, изгнание бесов, воскрешение мёртвых, было очевидно, что сила Божья действует могущественно, хотя божественность Иисуса была скрыта от многих.

И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
(Евангелие от Луки 5:26)

Интересно отметить, что в Евангелии от Иоанна практически не говорится о страхе перед Богом, лишь упоминается случай с хождением по воде. Самое поразительное то, что единственный человек, который убоялся в этом Евангелии, услышав, что Иисус - Сын Божий, - это Пилат (19:8). Остальные случаи связаны со страхом перед иудеями родителей исцелённого, народа, Иосифа из Аримафеи, апостолов после распятия. И словно гимн против всех этих страхов - слова пророка Захарии о том, что Царь грядёт, сидя на ослёнке (Ин.12:15 “Не бойся, дщерь Сионова! Се, Царь твой грядёт, сидя на молодом осле”). Иоанн, несомненно, апостол любви, в его послании содержится прекрасная мысль:

“В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
(1Ин.4:18)
-6

Конечно, нужно понимать, о каком страхе пишет апостол, и это не о страхе Божьем, это о страхе перед грядущим судом. Трудно сказать, почему люди боятся умирать, но возможно, что дело здесь в том, что мы на подсознательном уровне чувствуем, что после смерти будет суд, возможно, Бог вложил в нас этот страх, чтобы мы не попали на него, обратившись к Его Сыну, Иисусу Христу, обрели спасение и надежду на будущее.

На то, что поверить в божественность достаточно сложно, указывает малозаметный текст из окончания Евангелия от Матфея:

…увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
(Евангелие от Матфея 28:17)

В чём усомнились “иные”? Из контекста видно, что они сомневались в том, можно ли поклоняться Иисусу Христу, как Богу. На это же указывают более известные слова Господа, которые приводятся далее: “…дана Мне всякая власть на небе и на земле” (там же, ст.18), а это очевидное качество Бога - всемогущество. А значит, Иисусу можно и нужно поклоняться как Богу в страхе и истине.

Страх Божий в книге Деяний

Книга Деяний открывает нам то, что и после дня Пятидесятницы страх Божий не покидал Церковь.

-7
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
(Деяния 2:43)

Дальше описывается случай, в котором указывается необходимость страха перед Духом Святым, который прямо называется Богом:

Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
(Деяния св. Апостолов 5:3-5)

Книгу Деяний по её содержанию и тематике вполне можно назвать книгой Деяний Святого Духа, Который через апостолов Петра и Павла, служителей Церкви и простых учеников Господа возвестил Евангелие Христово от Иерусалима и Самарии до концов земли (Рима). Именно видимые проявления Святого Духа указывали на то, что в Церковь приняты и иудеи, и самаряне, и ученики Иисуса Христа, и язычники, о чём говорит история с сотником Корнилием, который тоже был исполнен страха перед Богом.

В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
(Деяния 10:1-2)

Здесь снова указывается на то, что страх перед Богом - это не парализующая волю паника, это то, что мотивирует человека к святости, выражающейся как в молитвах, так и в благочестивой жизни и добрых делах. Там же, в доме Корнелия, апостол Пётр провозглашает универсальное правило для того, как угодить Богу.

...истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
(Деяния 10:34-36)

Обратите внимание - “боящийся Бога и поступающий по правде” - страх Божий сопровождается исполнением заповедей, законов и повелений Господних. Далее, когда на первый план выходит уже служение апостола Павла среди язычников, Святой Дух вновь знаменует пробуждение как среди иудеев, так и среди греков (как представителей языческого мира) после случая со злым духом, который напал на тех, кто неправильно использовал имя Господа:

Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Эллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
(Деяния 19:17)
-8

Далее там описывается потрясающая картина, когда люди приходили и публично исповедовали грехи свои и сжигали чародейские книги невероятной стоимости. Это то, что делает страх перед Иисусом Христом - он приводит к покаянию и уничтожению всего, что побуждает к греху или является его инструментом.

Также книга Деяний описывает и простые человеческие страхи - перед штормом, перед Римским гражданином, перед Павлом сразу после его покаяния, так как не верили, что он - ученик Иисуса Христа, перед народом. Библия и здесь рассказывает нам о том, что всегда есть выбор, кого бояться - Бога, и этот страх побуждает к святости; или людей - и этот страх парализует волю и часто приводит к греху.

Страх Божий в апостольских посланиях

Апостол Павел в Послании к Римлянам, которое порой называют “Евангелием от Павла” в связи с последовательным изложением основ христианской веры пишет о том, что никто из людей на самом деле не имеет страха перед Богом в той мере, которая необходима и только вера в Господа Иисуса Христа помогает удовлетворить требования Бога к святости.

“Нет страха Божия перед глазами их”
(Римлянам 3:18, см.также Пс.35:2)

-9

Там же (8:15) Павел пишет о том, что мы теперь не должны бояться проклятия закона, но через Святой Дух мы можем обращаться к Богу как к Отцу. При этом для того, чтобы не возгордиться перед иудеями, которые отвергли Христа, нужно по-прежнему иметь страх Божий (11:20 “…не гордись, но бойся…”). В 13-й главе Апостол рассматривает отношение к власти и то, что её не надо бояться, а нужно делать добро, но если будешь делать зло - бойся, потому что Бог через власти может осуществить наказание (13:3-4). Бояться нужно Бога, а не власти, которым достаточно платить налоги и исполнять их законные требования.

И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
(1-е Коринфянам 2:1-5)

Апостол Павел не только учит других, он ставит в пример и себя, и других Апостолов (см.также 2Кор.5:11, 7:1, 11, 15, Еф.5:21, 33, 6:5, Флп.2:12, Кол.3:22, 1Тим.5:20) снова и снова указывает на то, что страх Божий - это не просто религиозное почтение Бога, но и святая жизнь. Он пишет о том, что страх перед Богом помогает правильно заботиться о Церкви её служителям, помогает в отношениях мужа и жены, рабов и господ, в отношениях внутри церкви и в отношениях с внешними. Надо сказать, что Павел не стесняется указать на то, что и он сам и, например, апостол Пётр порой поддаются страху перед людьми (2Кор.7:5 “…внутри - страхи…”, 2Кор.11:3, 12:20, Гал.2:12 “…опасаясь обрезанных…”, 4:11 “…боюсь за вас…”). Не нужно думать, что с верой во Христа страхи перед людьми исчезнут раз и навсегда, эта борьба будет с нами каждый день - и порой обличения нужны и служителям, которые отступили от прямоты христианского учения.

Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
(1-е Тимофею 5:19-20)

Нам всем нужно иметь страх перед Богом, порой для этого нужен человек или несколько людей, которые помогут увидеть всю глубину наших падений и заблуждений. Если уж апостолы не были вполне свободны от страха перед людьми и опасностями, то что уж говорить о нас?

-10

В Послании к Евреям (2:15, 4:1, 11:23-27) говорится о том, что с верой в Христа приходит освобождение от страха смерти, а страх перед Богом помогает не потерять спасение, упование на Господа помогает преодолеть страх перед людьми:

“Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?”.
(Евр.13:6, см.также Пс.55:12, 117:6)

В послании к Евреям содержится потрясающая мысль о том, как связаны любовь к Богу и любовь к ближнему, страх перед Богом и стремление к праведности. В этом тексте есть полускрытое упоминание о Троице и том, что пренебрежение Иисусом Христом и Его жертвой оскорбляет и Бога Отца, который заключил новый завет через Кровь Сына Своего, а также Духа Святого, через Которого были записаны слова Священного Писания и Который действует в верующих.

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой».
Страшно впасть в руки Бога живого!
(Послание к Евреям 10:24-31)

Но самый потрясающий текст - это ст.31 - “страшно впасть в руки Бога живого!”, попасть на суд к Богу без оправдания через веру в Иисуса Христа страшнее страшного, это ужаснее того, что испытал Моисей на горе завета (там же, 12:21). Эта фраза как квинтэссенция всего того, что написано о страхе перед Богом в Законе, у Пророков и в Псалмах. К сожалению и этот потрясающий текст порой используется для того, чтобы упрекать пропускающих собрания верующих - “…не оставлять собрания своего…” - это не просто нарушение церковных установлений. Во 2-й главе 2-го Послания к Фессалоникийцам, где второй раз используется слово “эписинагога", уточняется, что наше “собрание” - это не встреча для обсуждения Библии и распевания гимнов, это “собирание” к Христу с мыслями о Его втором пришествии. Эта встреча через Таинство Причастия, через Кровь и Плоть Его, Которые Он преподаёт из рук священства.

“Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему…”
(2-е Фессалоникийцам 2:1)
-11

В коротком 1м Послании Апостола Петра 7 раз говорится о страхе (1:17, 2:17-18, 3:2, 6, 14-15) - и снова повторяется та же мысль, о которой мы уже не раз читали ранее - жизнь верующего должна сопровождаться страхом перед Богом, и этот страх мотивирует нас поступать праведно по отношению к окружающим нас людям - правителям, начальникам, супругам, этот страх помогает проповедовать Евангелие Христово даже тогда, когда сказать слово может быть проблематично.

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
(1-е Петра 3:1-2)

Страх перед Богом и здесь связан с чистотой в жизни, со святостью и покорностью заповедям Господним, он помогает преодолеть страх перед людьми и свидетельствовать “…с кротостью и благоговением (страхом)…” (3:15), ведь в руках людей могут быть лишь наши тела, а в руках Господних - наши души.

Даже в коротком Послании святого Иуды содержатся эти мысли, когда речь идёт о душепопечении:

И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.
(Иуды 22-23)

Для того, чтобы позаботиться о тех, кто близок к падению и к отречению от Христа, нужно вернуть им страх перед Богом, если он был потерян. Но при этом важно и самому иметь страх перед Богом, чтобы не соблазниться чужими грехами и самому не поддаться искушениям.

Страх Божий в книге Откровения

Таинственная и загадочная последняя книга Библии вызывает немало толкований - порой достаточно нелепых, но и в ней есть достаточно ясно и недвусмысленно прослеживается рассматриваемая нами тема. Она начинается с величественного описания явления Господня, и святой Иоанн Богослов падает перед Ним в благоговейном страхе. Далее Дух Святой передаёт Ангелу Смирнской Церкви:

Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
(Откровение 2:10)

Страх перед тяжёлыми испытаниями - вполне естественный человеческий страх - и Господь знает, что очень сложно бывает не бояться, и сатана знает, чем можно искусить человека. Эта духовная борьба может закончиться для верующего положительно только если он(а) будет больше бояться Бога. Только тогда он(а) получит венец победителя и воссядет с другими праведниками рядом с Иисусом Христом.

Далее говорится о том, что Господь снова пытается возбудить в людях страх перед собой, например, через двух свидетелей (гл.11), через Ангела (“…убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод…” 14:7), через святых (гл.15, 19:1-7).

Снова и снова, через великие знамения, чудеса и бедствия Господь призывает людей покаяться пока ещё не поздно, пока ещё не настал окончательный суд, в котором уже не будет надежды на спасение.

Итак, Новый Завет как и Ветхий наполнен призывами к тому, что бояться Господа Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого - быть перед ними в страхе и трепете. Этот страх выражается в том, что верующие проводят свои жизни в исполнении заповедей Господних, первые из которых любовь к Богу и любовь к ближнему, он помогает помнить, что все мы слабы, всем нам нужна помощь Божья и заступничество Иисуса Христа, все мы должны каждый день исповедовать свои грехи, чтобы Бог мог простить нас. Он помогает нам в отношениях с супругами, детьми, родственниками, собратьями по вере, с коллегами на работе, с друзьями, он помогает проповедовать Евангелие Христово, он даёт надежду и помогает преодолевать страх перед людьми и жизненными обстоятельствами.

Первая часть здесь.

Автор: Марат Загидуллин (Facebook. @MaratZa в Telegram)

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь на канал, поддержите проект.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите: godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.