Найти тему

"Ларс и настоящая девушка": человек в обществе и общество в человеке, или один за всех и все за одного

I. Любовь, забота и внимание, как и их недостаток, определяют человека. Ларс не знал в детстве ни того, ни другого, ни третьего, но отчаянно во всем этом нуждался. Со взрослением в нём так и не сформировалось умение дарить и получать эти важные чувства. Ему очень нужен был кто-то рядом, но он даже физически (из-за боли от прикосновений) не мог к себе никого подпустить.

"It hurts like a burn. Like... like when you go outside and your feet freeze and then you come back in and then they thaw out. It's lik that. It's almost exactly like that".
"It hurts like a burn. Like... like when you go outside and your feet freeze and then you come back in and then they thaw out. It's lik that. It's almost exactly like that".

Между тем, что Ларс говорит, и тем, что делает, всегда целая пропасть: он не привык открыто говорить о своих чувствах и мыслях, он путается в самом себе, его вечно мучает неуверенность. Наиболее ярко это проявляется в эпизоде, в котором Ларс наряжается для только что прибывшей Бьянки и произносит, надев очередной свитер и стоя перед зеркалом, что доволен своим нарядом, но в следующей сцене он разговаривает с Гусом и Кэрин в совсем другом свитере - налицо глубокие внутренние противоречия. Ларсу не нравится то, что с ним происходит, но он не может справиться с этим без помощи окружающих его людей, как однажды он и стал таким из-за ее полного отсутствия.

Бьянка заполняет пропасть внутри Ларса, он оживляет её своим желанием кого-то полюбить и получить любовь в ответ. Его сознание удивительным образом находит способ быть счастливым, даже когда не находит выхода в действительности.

Первая встреча Бьянки...
Первая встреча Бьянки...
...с Гусом и Кэрин
...с Гусом и Кэрин

"Настоящей девушкой" из названия, безусловно, является Марго, к которой Ларс испытывает тёплые чувства, но в то же время не менее реальной, настоящей является и Бьянка, которая олицетворяет собой не только те трудности, с которыми Ларс столкнулся в своей жизни, но и все положительные чувства, которые испытывал к миру и людям вокруг, свою доброту, которую сохранил вопреки всему. Обычная резиновая кукла, Бьянка обретает настоящую жизнь в глазах Ларса, а через него и в сердцах всех жителей городка.

Поддержка, которую Ларс встречает в обществе, которое сначала нехотя, а потом и с искренностью принимает и вместе с ним оживляет Бьянку, со временем делает само ее существование ненужным, избыточным. Она умирает, потому что Ларсу больше не нужно искать поддержки и любви вне человеческого общества, её смерть - это его перерождение, переход на новый этап жизни. Ссоры Ларса с Бьянкой и её последующая смерть отражают конфликты и изменения внутри самого Ларса: ему очень не нравится, что у Марго появляется парень, он чувствует к ней что-то, но он привязан к Бьянке, которую по-настоящему любит. Ларс не понимает, почему это происходит, не знает, что ему делать. Он начинает тянуться к обществу, которое изменяется вместе с ним.

Прощаясь с Бьянкой, Ларс прощается и со своим прошлым
Прощаясь с Бьянкой, Ларс прощается и со своим прошлым

II. Во второй половине фильма центральной становится тема взросления, окончания детства и наступления взрослой жизни. Ларс говорит, что Бьянка рассказала ему о ритуалах инициации, пройдя которые человек считается взрослым. В современном обществе нет таких ритуалов - за переходом во взрослую жизнь не закреплены никакие формальные действия. Ларс, столкнувшись с трудностями, от которых нельзя спрятаться в гараже (конфликт с Кэрин, с Бьянкой, страх рождения будущего сына Кэрин, обострившиеся внутренние противоречия), не находит в себе сил совладать с ними так, как делают это "взрослые", потому что еще в детстве он закрывается от людей, привыкая к отсутствию поддержки и боясь попросить ее у других. Он нуждается в помощи, но не может ее получить. Его главный страх - оказаться лишним, ненужным, и потому сама попытка обратиться к обществу вселяет в него ужас.

Ларс пытается узнать у Гуса, что делает ребенка взрослым. Сначала Ларс сам спрашивает, не секс ли делает из мальчика мужчину, и Гус с неопределенностью соглашается, но тут же отмахивается и уходит. Ларс преследует его, пытаясь узнать секрет, и тогда Гус заглядывает внутрь себя и дает самый искренний ответ, которого все это время боялся сам.

"You grow up when you decide to do right. And not what's right for you, what's right for everybody. Even when it hurts. You don't jerk people around, you don't cheat on your woman, and you take care of your family, you admit when you're wrong. Or you try to anyways. It sounds like it's easy, but for some reasons it's not".
"You grow up when you decide to do right. And not what's right for you, what's right for everybody. Even when it hurts. You don't jerk people around, you don't cheat on your woman, and you take care of your family, you admit when you're wrong. Or you try to anyways. It sounds like it's easy, but for some reasons it's not".

Нет четкой границы между ребенком и взрослым, нет конкретного предела, где кончается один этап и начинается другой, даже во взрослой жизни часть тебя остается ребёнком. Согласованное представление, которое устраивают жители города для Ларса, и есть самая настоящая детская игра, которая в своей витальности способна оживить неживое и излечить самые глубокие душевные раны.

Нельзя сказать, связаны ли первые два примера, которые Гус приводит в своем ответа, с его жизнью, но вторые два, безусловно, про него самого. Он бросил Ларса, своего младшего брата, наедине с отцом, который стал нелюдимым после смерти жены. Он не признавал вину, не понимал, что то, что происходит с Ларсом, - это следствие его безразличия к собственному брату. Но в этот самый момент Гус просит прощения у Ларса, он осознает свои ошибки и делает первый шаг к их исправлению. Вместе со взрослением Ларса окончательно взрослеет и он сам.

Отец Ларса и Гуса замыкается от тоски по потерянной жене, а сам Гус пугается изменившегося отца и убегает, оставляя брата. При этом они все вовсе не перестали любить друг друга - но дали негативным эмоциям пересилить, заглушить стремление помогать и поддерживать близких. Страх и печаль порождают только страх и печаль, и только любовь рождает любовь. Искренняя поддержка, которую оказывают Ларсу все жители города - и прежде всего собственный брат и его жена, - возвращают его в мир людей. В удивительной истории Ларса Линдстрома изменяется не только он, но и само общество: оно объединяется вокруг него и становится достойным его, как и он - общества.

Особенно примечательна в этом смысле сцена ссоры Ларса и Кэрин, в которой Ларс обвиняет людей в равнодушии. Он не умеет принимать заботу и любовь, не понимает проявлений этих чувств (объятия так вообще приносят ему настоящие страдания), и, чтобы найти счастье среди других людей, он должен научиться ценить их поддержку.

"- People do whatever thay want. They don't care.
"- People do whatever thay want. They don't care.
- No, we all care. Lars, we do care. That is just not true! God! Every person in this town bends over backwards to make Bianca feel at home. Why... why do you think she has so many places to go and so much to do? Huh? Huh?! Because of you! Because all those people love you! We push her wheelchair, we drive her to work, we drive her home, we wash her, we dress her, we get her up, we put her to bad, we carry her. And she is not petite, Lars, Bianca is a big, big girl! None of this is easy for any of us but we do it... we do it for you!! So don't you dare tell me how we don't care!"
- No, we all care. Lars, we do care. That is just not true! God! Every person in this town bends over backwards to make Bianca feel at home. Why... why do you think she has so many places to go and so much to do? Huh? Huh?! Because of you! Because all those people love you! We push her wheelchair, we drive her to work, we drive her home, we wash her, we dress her, we get her up, we put her to bad, we carry her. And she is not petite, Lars, Bianca is a big, big girl! None of this is easy for any of us but we do it... we do it for you!! So don't you dare tell me how we don't care!"

III. Смерть любимого человека и способность пережить трагедию и идти дальше - одна из основных тем фильма. При родах Ларса умирает его мать, в горе умирает его отец, умер муж Дэгмар, сам Ларс боится смерти Кэрин при родах, умирает, наконец, и Бьянка. На похоронах Бьянки Ларс и Марго говорят:

- She asked me not to be sad but I can't help it.
- Yeah, me neither.
- But it'll all get better with time... That's what everyone keeps saying, so...
- It's true, I think, in a way... But there'll never be anybody like her...
(Lars and Margo)
-9

Не будет больше никого, кто был бы похож на Бьянку. Никогда больше не повторится чудо: не оживет и не станет полноценным членом общества резиновая кукла. Никто не сможет заменить любимого человека после его смерти, потому что в нем мы оставляем частичку себя, которая уходит вместе с ним. Время лечит, но не излечивает, и только любовь, внимание и забота позволяют нам пережить эту страшную трагедию и не дают закрыться в себе, бесконечно оплакивая умершего, тем самым умирая - для общества и для себя самого - вместе с ним.

Фильм заканчивается для Ларса там же, где начиналась его жизнь, - бок о бок с утратой. Смерть матери и все, что случилось после этого, привело его к неспособности быть счастливым в обществе. Только получив поддержку близких людей, которым он на самом деле всегда был небезразличен, хоть для проявления этого и понадобилось неординарное происшествие, он наконец обретает то, чего так желал и чего ему так не хватало: любовь, заботу, мир с самим собой и с обществом.

Бьянка навсегда останется с Ларсом в его сознании, которое ее и породило, подобно тому как умершие близкие люди навсегда остаются в памяти. Смерть страшна, но где умирает одно, рождается другое - желание продолжать жить вопреки горю и благодаря любви.

- Do you wanna take a walk?
- Yes.
-10