Найти тему
UsedCars

Первые российские женщины, севшие за руль "мотора"

Как известно, более-менее массовый выпуск автомобилей начался в первые годы XX в. Особенно быстро его объём возрос после внедрения Генри Фордом конвейерного способа сборки, который почти сразу же переняли почти все известные автопроизводители того времени.

 Княгиня Софья Долгорукова (1877-1949)
Княгиня Софья Долгорукова (1877-1949)

Словом, число автомобилей в то время стремительно возрастало. Управление ими считалось тогда сугубо мужским делом — женщин-автомобилисток практически не было. Тем не менее они появлялись даже в Российской Империи.

Известно, что первой российской автомобилисткой стала некая госпожа Клиентская. К сожалению, её имя, годы жизни и профессию история не сохранила, но то, что она первой из жительниц Российской Империи получила разрешение на управление «мотором», как тогда называли автомобили, известно точно.

С. Долгорукова с мужем в автомобиле
С. Долгорукова с мужем в автомобиле

Зато сведения о первой российской автогонщице муза истории Клио не забыла. Ей стала княгиня Софья Алексеевна Долгорукова (1877−1949), дочь графа Алексея Александровича Бобринского (1852−1927) — сенатора, обер-гофмейстера, председателя Императорской Археологической комиссии.

По образованию С. Долгорукова — врач-хирург. В 1912 г. она успешно закончила Женский медицинский институт, а во время I Мировой войны работала в ряде госпиталей, расположенных недалеко от передовой.

Лимузин Delaunay-Belleville
Лимузин Delaunay-Belleville

Но ещё до войны энергичная княгиня одной из первых женщин в Российской империи освоила автомобиль. У неё был французский лимузин Delaunay-Belleville («Делоне-Бельвиль») мощностью 18 л. с. По тем временам это была престижная машина — пара таких, например, была в гараже Николая II.

С. Долгорукова была первой и единственной в царской России женщиной, состоявшей в Императорском российском автомобильном обществе (ИРАО), а также первой и единственной автогонщицей — в 1910 г. она участвовала в Киевском автопробеге на приз Николая II.

 Значок ИРАО
Значок ИРАО

Эта гонка состоялась 16−29 июня 1910 г. Она стартовала в Санкт-Петербурге, аеё маршрут протяжённостью 3 200 км проходил через Псков, Витебск и Могилёв. После финиша в Киеве гонщики возвращались по маршруту Гомель — Рославль — Москва — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург.

Ехали спортсмены по 6 часов в день, средняя скорость движения составляла 40−50 верст в час (42,7−53,3 км/ч). С. Долгорукова успешно прошла всю дистанцию, но перед её заключительным этапом сдававший назад автомобиль одного из гонщиков врезался в её машину и пробил ей радиатор.

-5

Починка заняла довольно много времени, поэтому княгиня приехала одной из последних, несмотря на то, что до аварии могла рассчитывать на приз. А вот её брату, графу Г. А. Бобринскому, повезло больше — ехавший на немецкой машине марки Gaggenau, он прошёл всю дистанцию без штрафных очков и завоевал медаль Французского автоклуба.

Кстати, любовь С. Долгоруковой к автомобилям помогла ей нормально жить в эмиграции — уехав в 1921 г. в Париж, она до 1928 гг. работала там таксисткой.

У нас есть еще пара текстов про женщин и автомобили:
Кто был первой женщиной-водителем в мире?
Как Маяковский ради Лили Брик стал первым частным автовладельцем в СССР