Рационализация – это использование слабых или надуманных аргументов с целью обойти факт, который трудно признать, или сделать его более приемлемым.
Женщина, которую бросил мужчина, убеждает себя, что сама вскоре отвергла бы его, поскольку он не соответствовал ее стандартам. Более того, его уход – это скрытая услуга: он освободил ее, чтобы она смогла найти более подходящего партнера. Первый тип рационализации (отвержение за мнимое несоответствие) позволяет обойти то, что трудно принять, получил название «зеленого винограда». Вторая рационализация (отказ как возможность встретить нового партнера), позволяющая сделать ситуацию более приемлемой, является вариантом «сладкого лимона».
Примеров можно привести множество. Молодой человек, который не смог поступить в престижный университет, убеждает себя, что это учебное заведение для «снобов» и «маменькиных сынков» («зеленый виноград»), а пропуск года даст ему уникальную возможность путешествовать и увидеть мир («сладкий лимон»). Молодой человек использует эти рационализации, чтобы уменьшить психологический дискомфорт. Его убеждение в том, что достаточно умен и подготовлен, чтобы поступить в университет, наталкивается на осознание факта, что ему это не удалось. Он мог бы уменьшить когнитивный диссонанс, изменив представление о себе («Возможно, я не такой умный и способный, как думал»), но предпочитает использовать рационализацию, сделав восприятие провала менее болезненным.
Поразительный пример работы защитных механизмов эго можно найти в книге Леона Фестингера «Когда пророк ошибается», где он описывает свой опыт общения с последователями секты Судного дня, лидер которой возвестил скорый конец света. Когда ничего не произошло, у сектантов возник когнитивный диссонанс, основанный на двух противоречивых установках: «Мессия обещал конец света» и «Конец света не наступил». Справиться с ним, не сойдя с ума и не отрицая культа лидера, помогла рационализация: они убедили себя, что мир оказался спасен благодаря силе их веры!
Курильщики часто испытывают сильнейший когнитивный диссонанс по отношению к своей привычке. Чтобы снизить напряжение, у них есть три пути:
- бросить курить;
- отрицать очевидный факт, что курение вредит здоровью и поражает легкие;
- рационализировать свое курение, чтобы сделать его совместимым с установками: «Я хочу прожить долгую и здоровую жизнь» и «Я разумный человек, принимающий правильные решения».
Поэтому они говорят себе следующее:
- «Курение – это мой способ справиться со стрессом»;
- «Больше ничего не остается»;
- «Какой смысл жить, если я не могу наслаждаться жизнью»;
- «Только заядлые курильщики подвергают себя реальному риску»;
- «Все когда-нибудь умрут»;
- «От чего-то надо умирать, так почему бы не от сигарет».
Первые три рационализации являются примерами «зеленого винограда», а три последние «сладкого лимона».
В басне Эзопа в жаркий день Лисица, прогуливаясь по саду, увидела гроздь спелого винограда, висевшую слишком высоко. Лисица несколько раз подпрыгнула, чтобы достать виноград, но у нее ничего не получилось. Снова и снова пыталась она добраться до соблазнительных ягод, но вскоре выбилась из сил и отказалась от бесплодных попыток со словами: «Все равно этот виноград кислый и незрелый».
Когнитивный диссонанс Лисицы возник из противоречивых установок: «Я ловкая, шустрая и проворная» и «Я не могу добраться до винограда». Тут ей на помощь пришла рационализация, конечно, из серии «зеленый виноград». Если бы Лисица предпочла использовать «сладкий лимон», она бы сказала: «Ну и ладно, в соседнем саду виноград гораздо вкуснее».
Люди не рациональны, поэтому стараются рационализировать. Они находят любые перемены пугающими, поскольку они угрожают их представлениям о самих себе. Адаптация к новой реальности всегда проходит медленно и тяжело. Импульсом к изменениям обычно является ухудшение качества жизни человека настолько сильное, что оно подавляет защиты эго. Как заметил Марсель Пруст: «Счастье хорошо для тела, но только горе развивает душу».