Станция метро «Маяковская» – одна из самых глубоких в Москве, но внутри кажется, что небо очень близко – стоит только поднять голову. Все дело в мозаиках – они как огромные окна, через которые мы подсматриваем за тем, что творится на поверхности.
Бравые парашютисты, отважные летчики, дирижабли и бипланы, – все это приметы времени 30-х годов. Однако в оформлении станции удивительно переплелись стили разных эпох.
По задумке первого архитектора станции, Самуила Кравица, вестибюль «Маяковской» должен был стать своеобразным театральным фойе.
Дело в том, что в середине 30-х на Триумфальной площади, а именно под ней и расположена «Маяковская», находилось сразу пять театров. Москвичи даже называли ее Второй театральной. Причем самым главным считался «ГосТИМ» под управлением Всеволода Мейерхольда. Однако в 1938 году режиссер был арестован, его театр закрыт и об этой теме больше никогда не вспоминали. В результате станция стала совсем другой.
Новый архитектор «Маяковской» Алексей Душкин создал легкое, воздушное, но в то же время торжественное и парадное пространство, причем ни в одном из его эскизов авиационной тематики не было. Она появилась в самом конце, когда в практически готовом вестибюле за работу взялся художник Александр Дейнека.
И станция «полетела». С 30-метровой глубины, а это, между прочим, высота девятиэтажного дома, теперь стали видны солнце и облака. 35 мозаик объединены в цикл «Сутки советского неба». Небо здесь это фон, на котором разворачиваются основные события.
И если Ан-25 и его экипаж стали известны на весь мир, то тяжелый бомбардировщик ТБ-3 был незаслуженно забыт. А это изображение вообще единственный ему памятник. Уже в следующем после открытия станции году самолет снимут с производства, однако с началом Великой Отечественной войны именно ТБ-3 станут первыми, кто примет бой с немецкой армадой в воздухе.
Есть на потолке «Маяковской» и изображение дирижабля. Они вообще тесно связаны с историей станции. Существует легенда, что колонны станции сделаны из деталей непостроенных или упавших дирижаблей. Это, конечно же, просто легенда, однако колонны действительно были сделаны на заводе «Дирижабльстрой» в городе Долгопрудный.
Металлические полированные конструкции Душкин использовал в оформлении станции, чтобы визуально облегчить ее архитектуру. Здесь сработал эффект зеркала: своды не давят, а наоборот, как-будто приподнимаются и парят. В результате не осталась и намека на то, что человек находится глубоко под землей.
Сохранить это ощущение нужно было и при возведении второго выхода со станции. Работу над ним начали в 2005, а закончили в 2007 году.
Главным украшением стала огромное, площадью 350 кв.м., мозаичное панно. Его автор – народный художник России Иван Леонидович Лубенников.
Мозаика собрана из сотен тысяч элементов разной величины, причем самые маленькие не больше трех сантиметров. Материалы использовали те же, что и внизу: мрамор, гранит, смальта. Причем смальту удалось достать еще советскую, качественную – это именно она так загадочно поблескивает.
Удивительный факт – Иван Леонидович по сути стал первым, кто вспомнил собственно о Маяковском и отразил эту тему в оформлении станции. Ведь даже на площади, которая на протяжении пятидесяти лет носила имя поэта, памятник ему воздвигли только в 1958 году, то есть через 23 года после переименования.
Еще одна история о «Маяковской» связана с ее знаменитыми арками. Говорят, если встать с одной стороны арки и что-нибудь сказать, то эту фразу услышит человек, стоящий через перрон возле этой же арки.
Наш эксперимент показал, что эта история – чистая правда. Проверить данное утверждение можно и самостоятельно, просто посетив станцию «Маяковская» Московского метрополитена!
Еще больше интересных сюжетов смотрите у нас на сайте!