Наши путешествия с Юрием Жигамонтом продолжаются. На этот раз мы берем как нельзя лучше подходящий под цели поездки Volkswagen Teramont и едем в деревню Лаша, которая находится в Гродненском районе Гродненской области. Бывшее Великое княжество Литовское, а сегодня - Республика Беларусь.
"Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит".
Уже в самой Лаше вспомнился стих Бориса Пастернака. Мы выехали из зимнего Минска и приехали в деревню под Гродно, куда уже пришла весна, выглянуло солнце. И слякоть действительно какая-то грохочущая, потому что передняя подвеска автомобиля явно не для ралли-рейдов, если ехать быстро, будет постукивать...
Вот и горит весною черной грохочущая слякоть…
Впрочем, начнем все сначала. Рано-рано утром мы выезжаем из Минска. И сразу приходит понимание, что это лучшая машина для съемок передачи Жигамонта. Фамилия легендарного ведущего и название модели даже созвучны.
"Нічога сабе, як шмат тут месца! Гэта сапраўдны лімузін, толькі падвышаны", - говорит Юрий. И мы согласны: в Teramont просто феерический запас пространства как в первом, так и во втором ряду. Садишься на задний ряд, откидываешь спинку максимально назад, полностью вытягиваешь ноги - и отдыхаешь.
И ноги никогда не мерзнут. Здесь отдельный блок климат-контроля, полноценные дефлекторы с теплым воздухом. И как бонус - прикуриватель и USB-зарядки. Жаль только, нет обычной розетки, как в том же Tiguan: было бы удобно подзаряжать батарейки камеры, которые на холоде быстро садятся.
Зато есть панорамная крыша: для романтиков вроде нас возможность смотреть через нее на звезды - это здорово.
В третьем ряду, конечно, не так удобно. Но тоже ездить можно.
С багажником соответственно тоже полный порядок. Удобный, просторный, продуманный.
В общем, главное качество Teramont заключается в том, что он просто гигантский. Вы только посмотрите: ржавенький старый Polo на его фоне кажется просто игрушкой! Тот же Touareg считается более премиальным, но он меньше и дороже. Поэтому Teramont - это самый большой в гамме Volkswagen легковой автомобиль, но не самый дорогой.
В глубинке дорог обычно толком нет, поэтому на полноприводном автомобиле застрять не страшно. Коробка передач - классический "автомат", а не "робот". И клиренс для кроссовера вполне приличный - 203 мм. В общем, для Жигамонта нет лучшего автомобиля, чем Volkswagen Teramont.
Правда, есть одно но: по сравнению с дизельным BMW "пьет" бензин Teramont с 2.0 TSI как не в себя. 8,2 литра на 100 км - это получилось по гродненской трассе при крайне медленной езде под знаками "70". 12,8 литра - по абсолютно пустому городу без прогревов. "Официальные" цифры 220-сильного 2.0 TSI: 7,9 по трассе, 12 в городе и 9,4 в среднем. И это цифры Volkswagen. А дизельной версии на нашем рынке нет, есть только 3,6-литровый V6 с расходом еще выше…
Мощности при этом 2-литровой версии хватает: аж 350 Нм крутящего момента, просто "скорострельный" "автомат" - в итоге машина быстрая как в городе, так и на трассе. Но если ехать в активном режиме, то расход растет соответствующе.
"Сістэма аўтаматычнай паркоўкі? Ён што, як конь у стойла сам ідзе?" - комментирует комплектацию автомобиля оператор Максим.
Он не только в стойло, а сам куда хочешь идет!
Включаем адаптивный круиз-контроль, систему удержания в полосе - и все, машина практически по трассе едет сама. Просто держишь руки на руле, самому даже подруливать не нужно. И это на самом деле очень удобно: ты отдыхаешь на трассе, ничего делать не нужно. Просто смотришь на дорогу, слушаешь музыку - и все. На гродненской трассе много предупреждений о диких животных, поэтому едешь не спеша и внимательно смотришь на обочину. Очень удобно!
Особенно стоит отметить качество музыкальной системы. Звук просто бомбический, по-другому и не скажешь. Не в каждом премиумном автомобиле можно встретить такое качество звука. Такое ощущение, что басы могут сломать грудную клетку!
Итак, что имеем в сухом остатке? Брутальный внешний вид, огромный салон, большое количество современных помощников. Это очень удобный автомобиль для путешествий, не хватает только розетки и меньшего расхода топлива. Да, в нем немного скучно, потому что это Volkswagen. Polo и Teramont в плане дизайна внутри отличаются мало. Размеры разные, а суть одна: Dаs Auto.
Цены и комплектации
На белорусском рынке новый VW Teramont предлагается лишь в полноприводном исполнении 4Motion и исключительно с 8-диапазонной автоматической КП. Двигатели только бензиновые: четырехцилиндровый 2-литровый 220-сильный и VR6 объемом 3,6 л и мощностью 280 л.с. Комплектаций четыре: Trendline, Comfortline, Highline и Premium.
Базовая версия Trendline стоит от 86.710 бел. рублей. В ее оснащение входят легкосплавные 18-дюймовые диски, LED-фары ближнего и дальнего света с дневными ходовыми огнями, тонированное остекление заднего и боковых стекол задней сферы, регулировка водительского кресла по высоте, система курсовой устойчивости ESC, контроль давления в шинах, фронтальные, боковые и оконные айрбэги, атермальное лобовое стекло, обогреваемые форсунки лобового стекла, электрозеркала с обогревом, датчик дождя, 3-зонный климат-контроль с антиаллергенным фильтром, мультифункциональное рулевое колесо, адаптивный усилитель руля, обогрев передних сидений, центральный замок с ДУ, ассистенты спуска и подъема в гору, электромеханический стояночный тормоз, возможность выбора профиля вождения, круиз-контроль, мультифункциональный дисплей Premium на приборной панели, мультимедийная система с 8-дюймовым сенсорным дисплеем и датчиком приближения.
Исполнение Comfortline обойдется минимум в 92.966 руб., Highline - от 103.071 руб., Premium - от 113.198 руб.
Путевой лист
Сиденье очень удобное, эргономика продумана великолепно, но подголовник регулируется только в двух направлениях.
Полноценной "запаски" в багажнике и под днищем замечено не было…
2,0-литровый TSI кажется очень маленьким в этом огромном моторном отсеке. Но тянет будь здоров: 350 Нм крутящего момента - это немало.
Почему Teramont дешевле Touareg - в картинках. Простенький пластик, голый металл в салоне…
Тем не менее в салоне много "мягкого" пластика, есть имитация прострочки на верхней панели, а также вставки под алюминий и дерево.
Машина не ощущается дешевой: ночью салон облагораживает мягкая подсветка.
Привыкнув к виртуальной приборной панели, отвыкать не хочется: все продумано очень четко.
Центральный бокс просто гигантский.
Шторки на окнах, сеточки для вещей - в мелочах машина очень продумана.
Лаша - вёска наша
Пра вёску, як заўсёды, раскажа Юрый Жыгамонт. А мы коратка раскажам пра яе тым, хто любіць чытаць.
Назва вёскі пайшла ад гэтай рачулкі Лашанкі, на беразе якой і раскінулася вёска. Даўжыня Лашанкі ўсяго 15 км, яна ўпадае ў Свіслач, а там у Нёман. Вёска Лаша вядомая з XVI стагоддзя.
Цікавыя факты расказала мясцовая жыхарка Алена Леанідаўна Сахарэвіч: "Майму бацьку Леаніду 91 год. Ён яшчэ пры паляках тут жыў. Што цікава, польскі настаўнік прымушаў яго спісваць сшытак фразай "Będę mówić po polsku" - "Я буду казаць па-польску". А сшыткі тады былі дарагімі… Палякі так забаранялі дзецям размаўлсяць па-беларуску".
Брат Алены Леанідаўны Пётр таксама жыве тут - вось ягоны дом і пасаджаныя ім бярозы побач. Прыгожы дом, трактар "Беларус". Адразу бачна гаспадара.
Самы вядомы чалавек, які ўславіў вёску, - акадэмік Яўхім Карскі. Адна з найбольш значных яго прац - трохтомнік "Беларусы". Гэта вышэйшае дасягненне еўрапейскай славістыкі канца ХІХ - пачатку ХХ стагоддзя, фактычна энцыклапедыя беларусазнаўства. У ёй Карскі навукова абгрунтаваў нацыянальную самабытнасць беларусаў як самастойнага народа, што ствараў сваю багатую і арыгінальную культуру, якая мае старажытныя традыцыі.
Яўхім Карскі вельмі шмат зрабіў для Беларусі. Ён дапамагаў беларускай дзейнасці ў Санкт-Пецярбургу, даваў грошы на беларускія выданні. Прымаў удзел у І Усебеларускім з’ездзе ў Мінску. Перадаў сваю бібліятэку БДУ. А галоўнае - акадэмік Карскі паказаў і даказаў усім, што беларускі народ існуе як нацыянальная адзінка і, як і іншыя народы, мае сваю старажытную культуру, багатую мову, бытавыя традыцыі і бяздонную крыніцу вусна-паэтычнай творчасці.
У 1902 годзе для школы быў збудаваны цагляны будынак, які захаваўся і па сённяшні дзень. Зараз ў былой школе жывуць людзі ў кватэрах, а раней тут размяшчалася 8-гадовая Лашанская школа імя акадэміка Яўхіма Карскага. У школе быў музей Карскага. Але школу закрылі, музейныя экспанаты пераехалі ў іншыя музеі…
А вось у гэтым будынку некалі было двухкласнае Лашанскае вучылішча, тут ў імперскія часы вучыўся хлопчык з суседняй вёскі Балічы Антось Баліцкі. Пасля Першай сусветнай вайны Антон Баліцкі арганізоўваў беларускія школы, выступаў у друку па пытаннях нацыянальнай культурнай палітыкі. У 1926 годзе Баліцкі стаў наркомам асветы БССР. Пры ім быў распрацаваны і паспяхова рэалізоўваўся план па беларускай сістэме адукацыі.
Але ў 1930 годзе Антон Баліцкі быў арыштаваны па справе "Саюза вызвалення Беларусі", якога насамрэч не існавала. Баліцкага спачатку адпраўляюць у лагер НКВД на Беламорканал, затым зноў судзяць і 31 кастрычніка 1937 года расстрэльваюць у Мінску. Баліцкага Антона Васільевіча даўно рэабілітавалі і прызналі, што ён не вінаваты.
Беларусiзацыю скасавалі, лепшых людзей рэпрэсавалі, у выніку здарылася нешта накшталт "Będę mówić po polsku", толькі з усходу…
Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber