Найти тему
Наша Психология

Можно ли “читать” характеры, или Кое-что о причинно-следственных связях

Оглавление

Одна из главных задач, которая стоит перед нашим разумом, — отыскать причинно-следственную связь, найти причину происходящих событий. Уязвимости нашего разума — эвристики и когнитивные искажения — систематически заставляют нас ошибаться в процессе поиска причин.

Мы порой «находим» такие причины, которые не только не решают нашу проблему, но еще и усугубляют ее. Например, мы видим злонамеренность и враждебность там, где имеют место просто невнимательность, поспешность, необдуманность или двусмысленность.

И еще нам очень важно знать, являемся ли мы сами причиной тех или иных событий, обусловлен наш успех нашими личностными, интеллектуальными, волевыми, деловыми качествами или же простым стечением обстоятельств, статусом нашей семьи, везением. А наши неудачи, промахи?

Стоит ли поработать над собой, чтобы избежать их повторения? Или же работать над собой бесполезно, потому что невозможно повлиять на случайные процессы, меняя что-то в самом себе? К сожалению, такого рода самооценка тоже зачастую ошибочна.

В целом наши ошибки в выявлении причин можно разделить на следующие группы:

  • причинно-следственная связь имеет место, но мы считаем причиной совсем не то, что ею объективно является, путаем причину со следствием, ошибаемся в определении характера, направленности и/или силы этой связи;
  • мы видим причинно-следственную связь там, где ее вообще нет, а есть лишь случайность — стечение обстоятельств, совпадение.

Чтение характеров

Одна из главных сфер, в которой мы все время занимаемся поиском причин, — поведение окружающих нас людей. Мы постоянно стремимся выяснить, почему люди поступают так, а не иначе, ведут себя тем или иным образом.

В науке этот процесс поиска причин, объяснений человеческого поведения, в который мы вовлечены на перманентной основе, носит название каузальной атрибуции.

Каузальная атрибуция — это процесс поиска мотивов, личностных черт и других факторов, лежащих в основе поведения тех, с кем мы вступаем в контакт, общаемся, взаимодействуем, за чьим поведением наблюдаем. Каузальная атрибуция — это то, чем наш разум занят по­стоянно. Нам совершенно необходимо выяснить, почему люди поступают так, а не иначе, чтобы предсказать их поведение и повлиять на него.

«Почему он не звонит?», «Почему она мне отказала?», «Что заставляет его поступать подобным образом?», «Почему она не понимает меня?», «Как убедить его сделать то, что мне нужно?» — на эти и на множество других подобных вопросов мы отвечаем в процессе каузальной атрибуции.

Одна из весьма серьезных проблем здесь связана с тем, что в процессе каузальной атрибуции мы в большинстве случаев совершаем одну и ту же ошибку — считаем, что поведение человека является проявлением его личности, устойчивых черт характера, психологических особенностей, присущих ему, а вовсе не чем-то случайным, вызванным лишь обстоятельствами. Эта ошибка столь фундаментальна и по своей распространенности, и по своему влиянию на познание человека человеком, что ученые назвали ее фундаментальной ошибкой атрибуции.

Ловцы душ прекрасно знают о нашей склонности объяснять человеческое поведение чертами характера. Поэтому многие из них предлагают нам самые разные способы, которые якобы позволяют эти черты выявлять.

В совокупности все эти способы можно обозначить зонтичным термином «чтение характеров». Частными примерами таких способов выявления психических свойств человека являются и астрология, и китайский календарь, и различные формы физиогномики (определения черт характера по чертам лица), и выявление типа личности по телосложению (неважно, в версии Кречмера или Шелдона), и индикатор типов Майерс — Бриггс (MBTI), и НЛП (метапрограммы, деление людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков), и соционика, и проективные тесты.

Конечно, в основе веры в возможность чтения характеров лежит не только фундаментальная ошибка атрибуции, но и иллюзорная корреляция, а также эффект Барнума.

Итак, если вы уверены, что поведение человека обусловлено его личностью и свидетельствует о наличии у него определенной черты характера, вспомните о фундаментальной ошибке атрибуции и не спешите действовать, исходя из сформулированного вами вывода.

Враг мой

Да, в ряде случаев причинно-следственные связи, которые мы себе нарисовали, не совпадают с действительной картиной. В частности, мы склонны считать причиной поведения человека скорее неизменные, стабильные свойства его психики — черты характера, психологический тип, чем сиюминутные, изменчивые, ситуативные, случайные факторы.

Но и это еще не все: в процессе каузальной атрибуции мы склонны совершать еще одну ошибку. Дело в том, что если мы ищем причины оскорбительного поведения, грубых слов, обидных шуток, то скорее склонны предполагать злонамеренность и даже наличие коварного плана, чем безалаберность и необдуманность.

Например, если собеседник нас обидел, мы склонны считать, что он сделал это специально, а не по недомыслию; если партнер поставил нас в неловкое положение, мы скорее решим, что он сделал это сознательно, чем предположим, что произошла неприятная случайность. Ученые называют эту уязвимость нашего разума «враждебное искажение атрибуции».

Враждебное искажение атрибуции, конечно, не столь глобально, как фундаментальная ошибка атрибуции, проявляется оно далеко не всегда, но все-таки может оказать и оказывает существенное влияние. Враждебное искажение атрибуции заставляет нас интерпретировать вполне благонамеренное или же амбивалентное, неоднозначное поведение людей как однозначно злонамеренное, считать людей, которым мы безразличны, нашими врагами, видеть заговоры и козни там, где есть лишь простая невнимательность, необдуманность или поспешность.

Думаю, огромное число актов агрессии, драк, словесных перепалок вызваны именно враждебным искажением атрибуции. И действительно, зачем упускать возможность проинтерпретировать поведение партнера как вызывающее, провоцирующее, как манипуляцию или неприкрытый акт самоутверждения за наш счет?!

Во многом именно враждебное искажение атрибуции лежит в основе возникновения и распространения различных теорий заговора. Формулируя такие теории, человек создает весьма впечатляющий, яркий и запоминающийся образ врага и совершенно не желает рассматривать альтернативные объяснения негативных событий и процессов, в частности, не хочет даже предположить, что там, где он видит все признаки злонамеренности, на самом деле имеют место простая безалаберность, непрофессионализм, халатность.

Бритва Хэнлона — это принцип, который гласит, что негативные события вызваны скорее халатностью, ошибками, человеческим фактором, чем спланированными мероприятиями, заговором. Или в авторской формулировке: «Никогда не объясняйте злонамеренностью то, что вполне можно объяснить глупостью».

Нашу склонность верить в теории заговора, в неких злонамеренных субъектов, в деятельности которых сокрыты причины наших несчастий, часто используют различные ловцы душ. Начиная с тех, кто продает нам амулеты от демонов, и заканчивая теми, кто создает настоящие секты на основе учения о том, что мир кем-то захвачен и его надо освободить.

Итак, если вам кажется очевидным, что в отношении вас совершен неприкрытый акт агрессии, что миром правят рептилоиды, а воду в кране выпили какие-то таинственные темные силы, не спешите принимать этот вывод, вспомните о том, что в вашей ситуации могло сработать враждебное искажение атрибуции.

Фрагмент книги «Ловушки разума и ловцы душ. Убеждения, меняющие нашу жизнь, или Что заставляет нас купить дырку от бублика». — Изд. Питер, 2019

Автор: Александр Невеев, к. п. н., специалист по когнитивным искажениям, сторонник научно обоснованного психологического консультирования, эксперт по деструктивным культам и тренингам