Найти в Дзене
Нетипичный Дипкун

Брежневские инновации

В апреле прошлого года Сочинский государственный музей истории техники выставил в экспозицию уникальный прототип легкового автомобиля ЗИЛ-116. Событие это почему-то осталось почти незамеченным, а ведь этот автомобиль одна из последних попыток завода создать "демократичный" седан высокого класса.
По мнению руководства ЗИЛ(Дело происходило в середине 70-х), горьковчане чрезмерно затянули с модернизацией "Волги" - прототипы 3101, которые в будущем стали моделью 3102, тогда только-только проходили испытания и к ним было множество нареканий. На заводе имени Лихачёва рассудили, что если сами представят более совершенный вариант легкового автомобиля на смену ГАЗ-24, то есть возможность получить у государства финансирование на строительство новых конвейерных линий. На эти же деньги можно было бы расширить и усовершенствовать цех легковых автомобилей, где производились лимузины для первых лиц, и при этом не только расширить модельный ряд, но и сделать наконец-то производство правительственных лимузинов рентабельным.
В 1974 году была разработана компоновка и утверждён дизайн, напоминавший европейские веяния автомобильной моды конца 1960-х - начала 1970-х, но с массивным, "американисто-хромированным" передком. Новинка получила название ЗИЛ-116. В 1975 году построили два опытных образца - один вишнёвого цвета, как прототип ЗИЛ-117, другой - в серебристом металлике. После ресурсных испытаний в Крыму и на Кавказе вишнёвый прототип был разобран для изучения износа агрегатов, а серебристый весной 1976 года представили руководству страны.
К сожалению, автомобиль так и не стал серийным. Министр автомобильной промышленности Виктор Поляков заявил, что уже освоенной "Волги" 24-й модели "более чем достаточно" и отказался выделять финансирование как на опытный ЗИЛ-116, так и на модернизацию ГАЗ-24. В результате запланированные в десятой пятилетке(1976-1980) финансы были направлены на закупку новой штамповочной оснастки для ВАЗ-2103, хотя старая на тот момент не выработала и 50% ресурса, а также на оборудование Волжского автозавода полуавтоматическими системами контроля за производством и строительство новых административных корпусов. ЗИЛ-116 так и остался прототипом, а обновлённая "Волга" была освоена лишь спустя 6 лет, причём её выпуск был искусственно "придержан" в части тиража.
Тем не менее, сохранившийся ЗИЛ-116 до 1986 года обслуживал начальника штамповочного производства ЗИЛ Р. Белоцерковского, после пять лет стоял на консервации, а в начале 90-х был продан частнику из Сочи. До 2008 года машина обслуживала свадьбы, постепенно теряя оригинальные детали и приходя в негодность, а в 2010 году была выкуплена реставрационной мастерской Первого Харьковского Музея транспорта АВТОРЕЛИКВИЯ.
Восстановление седана ЗИЛ-116 происходило в сотрудничестве со специалистами Москвского завода и затянулось на 8 лет - в основном из-за необходимости изготовления утерянных оригинальных запчастей. Однако теперь машина представлена в экспозиции музея практически в первозданном виде - такой же, как и вышла из ворот завода в 1975 году.

Технические характеристики ЗИЛ-116:

Двигатель - V8, 16 кл., 5.2 л, 205 л.с. (Планировался также вариант V6 мощностью в 170 л.с., однако он только проходил стендовые испытания и не устанавливался на ходовые образцы)
Трансмиссия - 5-ст. МКПП ЗИЛ.
Также на автомобиле предусматривалась установка кондиционера, антиблокировочная система, электроприводы окон с управлением как на дверях, так и на центральной консоли, фароочистители, система автоматической регулировки света фар.
Кузовные панели предполагалось делать из алюминия для снижения массы, однако прототипы были построены со стальными кузовами.
Сохранившаяся машина имеет шасси №2Э.
Информация подготовлена по материалам группы
Автомобили из СССР

Авто
5,66 млн интересуются