Найти тему
Зато не в кредит

ИЖ ТЭ – хэтчбек с пластиковым кузовом, сдвижными дверями и странным дизайном.

У нас не принято восхваляться творениями Ижевского автомобильного завода. У Москвичей, Жигулей и Волги фанатов гораздо больше. И это ошибка, ведь за свою не такую уж долгую историю, удмуртские конструкторы подарили нам больше десятка интересных автомобилей. Пусть они и не пошли в серийное производство, но точно заслуживают внимания.

Например, ИЖ «Старт», который мог стать народным автомобилем вместо «копейки». О нём я уже писал на этом канале и оставлю ссылку в конце статьи. А сейчас, расскажу о другом занятном прототипе из Ижевска.

Это ИЖ ТЭ – пятиместный хэтчбек с пластиковым кузовом, сдвижными дверями и очень странным дизайном.

Иллюстрация ok.ru
Иллюстрация ok.ru

Когда и кто придумал этот автомобиль?

Строительство завода началось в 1965 году, первый Москвич 408 сошёл с конвейера годом позже, а уже в 1967-ом, инженеры Ижмаша совместно с коллегами из Московского технологического университета (ВНИИТЭ), представили свою разработку – новый компактный легковой автомобиль.

Вас тоже удивляют эти оригинальные формы кузова? Плоская корма, огромные фары, задние фонари на стойках и какая-то общая угловатость и несуразность. Весь дизайн «лежал» на команде из ВНИИТЭ, которой руководил Ю.А. Долматовский или В.Н. Арямов. Тут версии расходятся. В любом случае, под их руководством работали ещё 7 человек.

Иллюстрация www.drive2.ru
Иллюстрация www.drive2.ru

Какие были особенности конструкции?

Прежде всего, давайте отметим устройство дверей. Они не открывались вбок, как на большинстве автомобилей, а съезжали назад, словно перед нами не обычный хэтчбек, а микроавтобус.

Кузовные панели сделали из пластика. Скорее всего, если бы машину решили пустить в серию, то они бы стали металлическими. А так, зачем забирать у страны ценный металл, если для прототипа его можно заменить на «буржуйский» пластик?

Макет был ходовым. Под капот поставили двигатель УМЗ-412, который ещё только начинал появляться на отечественных машинах. Это бензиновый мотор объёмом 1,5 литра, который выдавал 75 лошадиных сил.

Иллюстрация cars.photo
Иллюстрация cars.photo

Зачем был нужен ИЖ ТЭ?

Модель рассматривали, как вариант дальнейшего развития автомобиля Москвич-412. Но согласитесь, машина получилась очень спорной, и прагматичные советские чиновники точно бы её «завернули».

Поэтому, уже в год своего рождения, то есть в 1967-ом, демонстрационный макет покинул Москву и отправился на родину в Ижевск, где сохранился в хорошем состоянии и по сегодняшний день, проводя свои дни в музее.

Советую посмотреть:

ИЖ-13 «Старт» - хэтчбек с передним приводом, который мог стать народным автомобилем вместо «копейки».

Панголина - советский спорткар, который собрал электрик из Ухты в начале 80-х.

FSO Polonez - машина из Польши, которая выпускалась 24 года и оказалась лучше Жигулей.

Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.

Авто
5,66 млн интересуются