Найти в Дзене
Тракторист-Моторист ☑️

Деревенский «козлик»: ветеринарный ГАЗ-69

===

В 1958 году на машиностроительном заводе в городе Шумерля Чувашской АССР на базе ГАЗ-69 началось производство специального автомобиля скорой ветеринарной помощи, который получил индекс «СВП-69».

Справка:

В 1947 году на Горьковском автомобильном заводе началась разработка автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69, а в 1953 году началось его серийное производство.
Машина хорошо справлялась с условиями плохих дорог и предназначалась для удовлетворения потребностей сельского хозяйства - для эксплуатации по дорогам всех категорий и по бездорожью.
В 1955 году производство ГАЗ-69 было переведено на Ульяновский автомобильный завод (УАЗ).

Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69
Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69

***

«Скорая» для деревенских животных предназначалась для перевозки персонала ветеринарных учреждений в колхозах и совхозах - в первую очередь, поскольку имела хорошую проходимость по бездорожью.

Необходимо отметить, что в 1954 году ветеринарные участки были переданы в подчинение машинно-тракторных станций (МТС).

Благодаря этому обеспечивалась оперативная самостоятельность ветеринарной сети в сельской местности.

Схема и размеры автомобиля ГАЗ-69
Схема и размеры автомобиля ГАЗ-69

***

На автомобиль вместо брезентовой каркасной крыши, установили жесткую крышу, сделанную из деревянного каркаса, который снаружи обшивался железом, а изнутри – фанерой.

На СВП-69 устанавливался бензиновый четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель объемом 2,1 литра, максимальной мощностью 55 лошадиных сил при 3600 об/мин и максимальным крутящим моментом 125 Нм.

Двигатель и КПП ГАЗ-69
Двигатель и КПП ГАЗ-69

***

Двигатель агрегатировался с трехступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на второй и третьей передачах. Полный привод обеспечивала двухступенчатая раздаточная коробка.

Общий объем двух топливных баков составлял 75 литров.

Максимальная скорость автомобиля снаряженной массой 1625 кг составляла 90 км/ч.

Общий вид-схема ГАЗ-69А
Общий вид-схема ГАЗ-69А

***

Машина брала на борт шесть человек (два – в кабине и четверо – на продольных скамейках в кузове). Кроме того, машина оборудовалась специальными ящиками для медицинского оборудования и медикаментов.

СВП-69 мог буксировать специальный прицеп (на базе заводского ГАЗ-704) весом до 850 кг, на который устанавливался дезинфекционный комплекс – со специальной емкостью и насосом.

«Козлик-ветеринар» активно применялся для дезинфекции животноводческих ферм, а также для мытья животных, в первую очередь, крупного рогатого скота.

Ветеринарный автомобиль СВП-69 (модель)
Ветеринарный автомобиль СВП-69 (модель)

***

В 1968 году машиностроительный завод переименовали в Шумерлинский завод специализированных автомобилей (ШЗСА)
После прекращения выпуска ГАЗ-69, на смену СВП-69 пришла новая «скорая ветеринарная помощь», которую производили на базе более современного автомобиля УАЗ-469.

***

Про гусеничный вездеход на базе автомобиля УАЗ читайте здесь: Гусеничный УАЗ? Нет – это вездеход «Ухтыш»

===

Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на наш канал, если вам было интересно!