Стоимость аренды магазинов вырастет в ряде европейских стран, инвестиционные стратегии будут осторожными
В 2019 году инвесторы должны будут проявлять больше осторожности, внимательности и избирательности на рынке торговой недвижимости в Европе. Согласно прогнозу консалтинговой компании CBRE, в следующем году этот рыночный сегмент станет менее однородным, хотя его инвестиционная привлекательность в целом останется высокой.
Новые тренды заставляют инвесторов чаще делать ставку на преимущества магазинов перед интернет-торговлей. В 2018 году на долю продуктов питания и напитков приходилось почти 20% всех торговых площадей в Европе. Растут площади сервисного обслуживания (салонов красоты или оптики) в крупных торговых центрах.
Уровень инвестиций в розничную торговлю в континентальной Европе остается сильным и значительно превышает средние показатели рынка за последние десять лет благодаря вкладу развивающихся стран Центральной и Восточной Европы.
Читайте также: Рейтинг стран и городов с наибольшей долей торговой недвижимости
В Великобритании ниша электронной торговли более значительна, чем на континенте. Кроме того, на британском рынке аренды торговой недвижимости значительно больше доля крупных универсальных магазинов, пишет International Investment.
На интернет-торговлю приходится лишь около 9% от общего объема розничных продаж в Западной Европе, и эта сегмент имеет значительный запас роста – в ущерб магазинам, в первую очередь мелким.
А вот спрос на крупные магазины со стратегически удачным расположением, что является важным преимуществом перед сетевой торговлей, будет расти. Владельцы подходящих площадей вправе рассчитывать на привлечение крупных арендаторов и рост арендных ставок.
Продавцы продуктов питания, напитков и развлечений, а также книжные магазины также поймают восходящий тренд при наличии правильного местоположения. Согласно исследованиям, потребители в Европе все более ценят местную продукцию, проявляя «потребительский патриотизм».
Читайте также: Инвестиции в коммерческую недвижимость Европы снизились, но остаются высокими
Розничные продавцы и владельцы торговой недвижимости на менее привлекательных рынках вынуждены искать выход в диверсификации бизнеса и инновационных решениях. Магазин сегодня должен быть чем-то большим, чем место хранения продуктов для продажи.
Примером инноваций является косметический сектор, где ритейлеры сосредоточились на предоставлении клиентам опыта – советов по продаваемым продуктам, их испытании, интеграции с социальными сетями.
Арендная плата на центральных торговых улицах в ключевых европейских городах существенно не изменится. Среди растущих рынков аренды торговых помещений эксперты называют относительно более дешевые европейские столицы – Дублин, Мадрид, Брюссель, Осло, Стокгольм.
Ключевые города Центральной Европы – Варшава, Будапешт, Прага – пользуются большим успехом благодаря росту спроса на аренду помещений в торговых центрах премиум-класса. Вторичные активы в сегменте торговой недвижимости в этом регионе также кажутся более стабильными, чем их эквиваленты в Западной Европе. Это один из факторов, стимулирующих строительство, так как большинство торговых центров в Европе сейчас строятся в бывшем соцлагере.
Читайте также: В какой стране Центральной и Восточной Европы самая дешевая аренда торговых площадей?