Инвесторы так долго требовали роста производства и ругали Илона Маска, что, когда компания подтвердила рекордные показатели по итогам 2018 года, они стали ругать Маска ещё сильнее, а акции обвалились на 6,8%.
Многострадальная Model 3.
Из всех проектов Илона Маска именно бюджетный электрокар стал для него самым противоречивым. С одной стороны одни проблемы и недовольство клиентов и инвесторов, с другой – самый успешный проект, который действительно сделал электромобиль массовым продуктом.
По итогам 2018 года Tesla Inc отчиталась о впечатляющем росте производства. За год компания произвела 245.240 электромобилей. 145.846 Model 3 и 99.394 Model S и X. Это почти столько же, сколько за все прошлые годы вместе взятые.
А инвесторы хотели больше.
С трудностями начала года компания еле справилась к лету и наибольший объём поставок пришёлся на 4 квартал. Всего за последний квартал 2018 года Tesla поставила клиентам 36.150 единиц Model3, это всего на 550 электрокаров меньше ожиданий инвесторов, но этого хватило, чтобы на бирже случилась истерика. Распродажа акций привела к падению до 10%, от уровней на начало дня 2 января 2019. Только к концу торгов, инвесторы несколько опомнились и котировки снова пошли вверх. Итог торгового дня – 6,8%.
Слава Трампу.
Впрочем, для падения акций Tesla на бирже была и другая причина. Tesla впервые объявила о снижении цен на свои автомобили. В своём пресс-релизе компания объяснила это желанием сократить потери клиентов от снижения налоговых вычетов. Слава Трампу, с января 2019 в Америке покупатели электрических автомобилей получают существенно меньшие послабления, чем в прошлом. Сумма налогового вычета снизилась с $7500 до $3750. По такому случаю Илон Маск заявил о снижении цен с 2 января 2019 года, на автомобили Model S, Model X и Model 3 на 2000 долларов. Предложение касается только электромобилей, продаваемых на территории США.
Адам Джонас из Morgan Stanley в интервью Bloomberg заявил:
Объявленное снижение цен, вероятно, является более серьезным негативом, чем невыполнение ожиданий по производству доставки. Сокращение в 2000 долларов означает, примерно 4-х процентную скидку на среднюю Model 3.
Ему вторит и Дэвид Тамберино из Goldman Sachs, который считает, что продажа электромобилей без достаточных стимулов может снизить их привлекательность, а рост уровня складских остатков вызывает вопросы относительно реального уровня спроса на продукцию Tesla.
Заграница им поможет.
Пока на бирже гадают упадёт спрос на электрокары от Маска в США или нет, реальные складские запасы у Tesla остаются самыми низкими в США, а покупатели из Китая и Европы уже буквально стучат кулаком по столу. Глава компании из Пало-Альто ещё в октябре 2018-го заявлял, что готов начать продажи Model 3 на внешние рынки, но теперь просит покупателей потерпеть ещё. Пока до февраля 2019-го.
Как изменится уровень спроса в США, с учётом снижения уровня цен, пока сказать сложно, но уровень спроса на внешних рынках уже сегодня может перекрыть любое падение спроса в штатах. Собственно, на этом и строится уверенность Илона Маска в успешном будущем его компании.
Мы начинали год на уровне производства в 120.000 автомобилей, а закончили на отметке в 350.000. Рост почти в 3 раза.
Бэн Кало, аналитик Baird, также сохраняет оптимизм в отношении перспектив Tesla.
Мы по-прежнему считаем, что проблемы спроса преувеличены. Мы считаем, что у компании есть несколько рычагов для стимулирования дополнительных продаж Model 3, включая поставки на международные рынки и внедрение более дешёвых вариантов лизинга. Мы остаёмся покупателями.
Курс – не тот, но перспективы…
Пока акции Tesla котируются на уровне около $310, но пессимистов среди аналитиков немного. Усреднённый уровень ожиданий – около $360, а максимум, который пророчат оптимисты $465 за одну акцию Tesla.
Впрочем, ориентироваться на прогнозы аналитиков сейчас сложно. Первый квартал 2019 года может принести не мало сюрпризов, так как американскую компанию постепенно начинают теснить конкуренты из Азии и Европы. Если Tesla достаточно быстро не выйдет на перспективные рынки, её деньги уйдут к производителям других марок. Да, их электромобили не могут похвастать всеми возможностями и новациями калифорнийской примы, но покупателям хочется не ждать, а ехать.
Вадим Сафонов.