Раздел: Память
Луна сияет в зимней роще.
я, глядя на неё, забыл
о поэтической печали.
Бусон
Память: определение и типы. Классификация ДП Э.Тульвинга.
Ну как и всегда всё начинается определения. Рассматривая память, мы однозначно относим её к когнитивным процессам, которые в свою очередь включают ряд других процессов, параметры функционирования которых стараются поймать психологи.
Наиболее обобщенное и широко применимое определение памяти:
Память — это совокупность процессов приобретения, хранения (+преобразования) и извлечения информации
Как и было сказано выше процессы внутри процессов имеют характерные феномены:
Приобретение информации включает запоминание и научение/обучение
На этом этапе возможны все возможные ошибки кодирования
Хранение и преобразование информации это удержание и выстраивание системы воспоминания/ий, где соответственно появляются такие процессы как угасание следа памяти и интерференция
Извлечение информации это припоминание, воспроизведение, узнавание, реминисценция. Здесь возникают проблемы с доступ к информации, которая должна быть извлечена.
(Презентации И.С. Уточкина)
Немного истории:
Конечно же прообразы понятия памяти, как объекта изучения можно найти и у Платона, и у Аристотеля. Но вот в собственно психологическом смысле первым был Г. Эббингауз.
«Бессмысленные слоги – рождены, чтобы быть забыты»
Именно эксперименты Эббингауза положили начало методике заучивания всевозможных последовательностей с последующими вариантами воспроизведения (отчёта). Стоит отметить и всегда держать в своей памяти рядом с результатами исследования Эббинзауза: он изучал память на материале бессмысленных слогов. Это накладывает большие ограничения на попытки обобщения полученных результатов.
Спасибо Эббингаузу за:
- влияние длины списка на время заучивания: число увеличения элементов списка прямо пропорционально увеличению времени заучивания
-количество забываемого материала со временем возрастает: первые несколько минут забывание происходит очень быстро, а затем постепенно снижается
- количественной мерой забывания является число дополнительных повторений
Теперь у вас есть важная база для понимания. Вот вам ещё график «Кривая забывания Эббингауза» (это добавляет солидности этой статье)
После Эббингауза был Джеймс. Его монетка в копилке — это постановка вопроса о структурном строении памяти. То есть, Джеймс подчёркивал в своей работе «Принципы психологии», что воспоминание следует отличать от извлечения чего-то из непосредственного сознательного опыта хотя бы по такому параметру, как усилие, которые требуется для работы с элементами памяти.
А далее он выводит нам на собственно первичную (непосредственную) и вторичную (косвенную память). Можно сказать, что это начало начал теории двойственности памяти.
И вот малышку память начали расчленять с легкой подачи Джеймса. А в 1965 Во и Норман описали взаимосвязь первичной и вторичной памяти (немного подлатали памяти).
Во и Норман не просто сшили память ради теоретической модели. Они дали количественную оценку свойствам первичной памяти, то есть ограниченность объема и пытались раскопать качественную причины потери информации.
Они проводили эксперименты, целью которых было понять: забывание — это затухание следа или интерференция?
Использовали: методику зонда
Процедура: Давался список из 16 цифр, которые зачитывались со скоростью:
-1 цифра в секунду
-4 цифры в секунду
Пробная цифра = 16-тая цифра, которая была повторной, то есть она уже предъявлялась на позиции ранее: 3,5,6,9,10,11,12,13,14.
Пробная цифра сопровождалась звуком, что являлось командой воспроизвести ту цифру (сейчас внимательно), которая следовала за пробной, когда пробная предъявлялась впервые.
Пример: 489130274657621- звуковой сигнал, значит цифра 1 это в данной серии пробная цифра, значит мне нужно назвать ту цифру, которая следовала после «1», когда она была первый раз названа. Правильный ответ цифра 3. Profit
Вроде ну с частью про объем все понятно: испытуемый не знает, какую цифру спросят, значит ему все надо удерживать, еще и их последовательность, то есть относительное расположение.
А время зачем варьировать?
А чтобы понять, забывание (а оно происходит в данном случае) это затухание или интерференция.
Гипотезы:
Если забывание есть затухание, то при меньшем темпе правильных ответов будет больше (быстрый темпе вы не успеваете повторять цифры, то есть нарушается удержание и они быстро затухают)
Если забывание есть интерференция, то качество ответов не будет зависеть от темпа (количество правильных и ошибочных проб будет варьироваться в приделах одного диапазона для двух типов темпа предъявления).
Вывод, сделанный Во и Норманным – большую роль играет интерференция.
Это всё к тому, что благодаря эксперименту исследователи предположили, что повторение есть ключик, дорожка к второй системе памяти, а если этого не происходит или что-то вмешивается и сбивает такой ход (интерференция), то происходит забывание.
О моделях мы поговорим позже, а пока перейдем к классификации памяти.
Изначально память поделил на кратковременную и долговременную, но это знает каждый школьник. Однако не каждый школьник знает доказательства, подтверждения того, что память имеет как минимум два отдела.
- Физиологические доказательства
Повреждения гиппокампа, описанные Б. Милнер в 1959 году, которые стали носить имя «Синдром Милнер».
(Клацки)
Поэтому
2. Экспериментальные исследования
Ошибка смешение и ошибка смысла
При доказательстве смешения используют ряды символов (букв), просят испытуемых повторить их (воспроизвести). Испытуемые могут называть буквы, которых не было в предъявленном ряду (как на слух, так и на зрение). Это задачка задействует только кратковременную память (в большей своей части, потому что конечно есть вопрос о том, что предъявляемые символы уже могут находится в долговременной; может быть более релевантным материалом было бы использование искусственно созданных символов)
Интересно то, что чаще всего «ошибочная» буква (символ) очень похожа на действительно присутствующую в ряду (по звучанию или внешне).
При рассмотрении феномена ошибки смысла мы тестируем долговременную память, но находит там аналогичный эффект, только вот действия и ошибки совершаются уже на более высоком уровне – семантическом, а не акустическом или зрительном, как было до того.
3. Эксперименты со свободным припоминанием
Это история с построение кривой зависимости частоты вспоминания от места в ряду ещё это известно как эффект края, то есть эффект начала и конца ряда.
Эффект начала объясняется как результат припоминания из ДП, потому что элементы (слова, цифры, буквы) успели туда попасть, так как кратковременная память на момент начала было ещё пуста и можно повторить больше раз, чем те элементы, которые ближе к середине и далее. А эффект конца объясняется тем, что на момент воспроизведения элементы ещё находятся в кратковременной памяти и могут быть легко извлечены для отчёта. В середине у нас ни шатко ни валко – повторить не успеваем, потому что КП уже загружена, а следовательно перевод в ДП осуществляется крайне неэффективно, а задержать в КП не может, потому что поступают новые слова, требующие запоминания.
Advanced уровень в понимании структуры памяти это знание классификации Тульвинга.
По сути классификация относится к структурам долговременной памяти и представляет собой схему мнемического процесса, включающая три вида:
- Процедурную память
(память, отвечающая на вопрос «Как?»)
Хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки).
Носит имплицитный характер – не поддаётся вербальному объяснению
2. Декларативная память
(память, отвечающая на вопрос «Что?)
Носит эксплицитный характер – можно передать другому человеку посредством слов
Делится на:
- Семантическая - систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами, носит безличные характер
- Эпизодическую - хранится информация о целостных событиях, имеющих отношения к нам самим, происходящих от первого лица
+автобиографическая память – отрефлексированная эпизодическая
Конечно же эти структуры взаимосвязаны, а не изолированы друг от друга, а постоянно поддерживают циркуляцию информации и образование соответствующих единиц памяти.
Но о структуре памяти, о моделях её устройства мы будем говорить позже.
Фыр.
P.S. Пишите свои вопросы, предложения и просто хорошие слова (но можно и плохие) в комментарии к этой статье
Литература:
Клацки Р. «Память человека: структуры и процессы»
Роберт Солсо «Когнитивная психология»
Презентации И.С. Уточкина для студентов департамента психологии НИУ ВШЭ