Найти в Дзене
OSRAM Russia

Фары, опередившие время

Уже более сотни лет инженеры совершенствуют автомобильный свет. Современные технологии позволяют делать это максимально эффективно и безопасно. Они отлично освещают дорогу перед автомобилем, фиксируют обочину, подсвечивают поворот, самостоятельно отключают световые пучки, чтобы не слепить встречных водителей.

А вы знали, что первая фара, заглядывающая за угол, появилась еще в начале ХХ века? А в 1954-м с конвейера сошел автомобиль, который следил за встречным потоком и самостоятельно переключал свет с дальнего на ближний.

Сегодня мы расскажем вам о разработках, оценить которые можно только с высоты современных технологий.

Willys-Knight 70A Touring: заглянем за угол

Идею поворотной фары на серийном автомобиле впервые реализовали на Willys-Knight 70A Touring в 1928 году. Американские инженеры решили не трогать головной свет и установили дополнительную центральную фару по центру. Она крепилась на поперечной перекладине, которая была жестко соединена с рулевым механизмом и поворачивалась вместе с колесами.

К сожалению, современникам такая идея по вкусу не пришлась. Автомобиль покупали плохо. В 1932 году компания прекратила строить дорогие автомобили и вместо этого сосредоточилась на производстве дешевых, но прочных Willys 77.

Первая фара, которая умела заглядывать за угол на Willys-Knight 70A Touring
Первая фара, которая умела заглядывать за угол на Willys-Knight 70A Touring

Tatra 77: нас не догонят

Трехфарной идеей вдохновлялись многие автомобилестроители, но лучше всех получилось у чехословаков в 1935 году на Tatra 77. Схема работы их конструкции отличалась кардинально.

Во-первых, центральная фара включалась отдельной кнопкой на приборной панели. Во-вторых, корпус прожектора оставался на месте, поворачивался только рефлектор. В-третьих, реализовано это было при помощи гидравлики и сложных электромагнитных датчиков, установленных на рулевой колонке.

Конечно, система была слишком сложной для того времени, а потому чрезвычайно капризной. В крупную серию машина так и не пошла. Было собрано вручную 249 Tatra 77 в различных модификациях.

Интересно, что на прототипе Tatra 77 совсем не было задних фонарей, инженеры объясняли это тем, что эту машину все равно никто не сможет догнать. Но на серийных экземплярах стоп-сигналы и задние габаритные огни все же установили.

На фото Tatra 77 оснащена указателями поворота (слева и справа от центрального прожектора), их устанавливали исключительно по желанию покупателя в качестве отдельной опции
На фото Tatra 77 оснащена указателями поворота (слева и справа от центрального прожектора), их устанавливали исключительно по желанию покупателя в качестве отдельной опции

Tucker 48 Torpedo: глаз циклопа

Последняя попытка внедрить в производство центральный поворотный прожектор состоялась в 1946 году. В Чикаго никому неизвестная компания Tucker Corporation представила прототип огромного двухдверного купе с обтекаемым кузовом и 5,5-литровым двигателем от вертолета.

Изначально конструкторы планировали сделать центральную фару неподвижной, а боковую оптику установить на передние крылья, чтобы они поворачивались вместе с колесами. На эскизах это выглядело захватывающе:

Обратите внимание, на переднем диване размещены три человека. Авторы проекта предлагали усадить водителя строго по центру
Обратите внимание, на переднем диване размещены три человека. Авторы проекта предлагали усадить водителя строго по центру

Конечно, реализовать такую идею не получилось. Но от освещения виража решено было не отказываться, поворотной решили сделать мощную центральную фару, которую современники тут же прозвали «глазом циклопа». В итоге автомобиль стал выглядеть иначе:

Tucker 48 Torpedo оснащался дисковыми тормозами, ремнями безопасности, непосредственным впрыском топлива, самозаклеивающимися бескамерными шинами и безопасными стеклами с добавлением полимеров
Tucker 48 Torpedo оснащался дисковыми тормозами, ремнями безопасности, непосредственным впрыском топлива, самозаклеивающимися бескамерными шинами и безопасными стеклами с добавлением полимеров

Всего удалось построить 51 такой автомобиль. Из них до наших дней сохранилось 47 экземпляров. Все они находятся у коллекционеров.

Citroёn DS: богиня и автокорректор

В нашем рассказе нельзя не упомянуть машину, которая входит в тройку лучших автомобилей века. Citroёn DS имел яркую внешность и авангардные технические решения. Например, автомобиль был оснащен гидросистемой, которая объединяла в себе трансмиссию, рулевое управление, тормоза и гидропневматическую подвеску.

Citroёn DS19 показали на Парижском салоне 7 октября 1955 года. Около стенда компании образовалась давка. За 45 минут менеджеры приняли 749 заказов, к концу дня — 12000. К закрытию автосалона завод имел 80000 заявок на автомобиль.

Citroёn DS в народе прозвали «Богиней». Дело в том, что DS (de-es) по-французски звучит так же, как слово Déesse (богиня)
Citroёn DS в народе прозвали «Богиней». Дело в том, что DS (de-es) по-французски звучит так же, как слово Déesse (богиня)

Но нас с вами больше всего интересует более поздняя версия, выпускавшаяся под именем Citroёn DS21 с 1965 года. Дизайнеры немного скорректировали внешность, а инженеры разработали и внедрили революционную систему освещения поворотов. Вместе с передними колесами поворачивалась внутренняя пара фар дальнего света. При этом механическая связь с колесами имела динамически изменяемый коэффициент, который зависел от скорости: чем медленнее ехал автомобиль, тем сильнее поворачивались фары. Но и этого французам показалось мало.

В сентябре 1967 года вышел рестайлинг. Переднюю часть машины существенно доработали, сделав более плавной и обтекаемой. А все четыре фары спрятали под прозрачный колпак.

В 1967 году на Citroёn DS дебютировал автоматический корректор света
В 1967 году на Citroёn DS дебютировал автоматический корректор света

Топовые версии теперь имели не только поворотные внутренние фары, но и автоматический корректор наружных фар ближнего света. Датчики отслеживали вес автомобиля и могли опускать или приподнимать фары в зависимости от загрузки кормы.

Интересно, что Citroёn DS21 активно покупали и в США. Но из-за особенностей американского законодательства машины поставлялись туда без светокорректоров, все четыре фары были жестко закреплены и лишены защитных плафонов.

Сверху — блок-фара для европейского рынка, снизу – для США.

Сверху — блок-фара для европейского рынка, снизу – для США.
Сверху — блок-фара для европейского рынка, снизу – для США.

Cadillac Coupe deVille: адаптивный свет

Этот автомобиль стал настоящим символом роскоши и стиля. При том, что задуман он был, как бюджетный и доступный вариант для городского жителя. Cadillac Coupe de Ville воплотил в себе все передовые разработки 1954 года. В списке его опций трехступенчатая АКПП, кондиционер, гидроусилитель руля и тормозов, электропривод боковых стекол и сидений.

Но самое интересное — автоматическая система переключения света с дальнего на ближний Autronic-Eye. Фотоэлемент реагировал на фары встречного авто. Водитель мог вернуть дальний свет, нажав на ножной переключатель. Функция адаптивного света была очень капризной и постоянно ломалась. Поэтому в 1959 году Autronic-Eye переехала на более надежную платформу на долговечных транзисторах.
В 1964-м появилась новая система Guide-Matic, в которой стали использовать фоторезистор, расположенный на торце переднего левого крыла.

А еще на Cadillac deVille в 1961 году впервые вместо светоотражателей в дверях установили автоматически загорающиеся при открывании фонари. Одновременно включалась подсветка салона спереди, по бокам панели приборов, и на задних боковых стойках.

Модель имела двадцать различных вариантов окраски и невероятное количество дополнительных опций
Модель имела двадцать различных вариантов окраски и невероятное количество дополнительных опций

В 1964-м в качестве опции можно было дооснастить автомобиль функцией автосвета под гордым именем «Сумеречный страж» (Twilight Sentinel). Автоматика включала фары и задние фонари при наступлении темноты, в тумане и на запыленной дороге. А еще «Сумеречный страж» умел провожать до дома, так как обладал возможностью задержки отключения фар и боковых фонарей, заставляя их гореть до полутора минут после покидания пассажирами салона.

Все это – далеко не полный список технологий автомобильного света, которые опередили свое время. Приводите собственные примеры в комментариях.

Каталог: osram.ru
Интернет-магазин:
osramonline.ru

Авто
5,66 млн интересуются