Найти тему
Доктор у руля

Как прогреть холодный салон быстрее? Проверенные советы.

Я бы так не поехал, но некоторые едут...
Я бы так не поехал, но некоторые едут...

Холод проверяет на прочность не только автомобиль, но и водителя. Справится ли он с желанием согреть салон и себя любой ценой (не всегда получится быстрее) или применит разумную тактику прогрева, которая благоприятна и для двигателя, и для владельца автомобиля. Те, кто имеют опыт езды в холодное время года, вероятнее все это уже знают (повторить не помешает), но тем, кто только открывает для себя зимнее вождение, эта статья будет весьма полезна.

Так как же максимально быстро прогреть холодный салон автомобиля после длительной стоянки? Что может быть хуже, чем пронизывающий холод в салоне непрогретого авто? Сегодня я расскажу о том, как победить холод с минимальными потерями времени и сил.

Следует учесть, что на некоторых современных автомобилях применяются встроенные или установленные дополнительно «догреватели» салона (мне не приходилось таким пользоваться). Если в вашем автомобиле имеется такая система, то после запуска двигателя из дефлекторов практически сразу пойдет теплый воздух. В таком случае, по крайней мере, при эксплуатации этого автомобиля тема для вас закрыта, поздравляю. Тем же, у кого в машине такой системы нет (их большинство) не будет лишним ознакомиться с порядком действий при прогреве автомобильного салона и основными правилами этого действия.

1) Запускаем двигатель.

Если запуск производится в сильный мороз – ниже -25*С, то перед ним не будет лишним немного прогреть аккумулятор (можно и домой забрать на время). Для этого включаем фары (так немного прогреется электролит) секунд на 10-15, ждем, выключаем и заводим двигатель.

Лучше заводить при помощи ключа, а не с брелока.
Лучше заводить при помощи ключа, а не с брелока.

2) Включаем зимние опции.

Как только будет запущен двигатель можно включить опционные зимние функции (подогрев сидений, руля, заднего и лобового стекла, зеркал) и пусть греются пока происходит разогрев двигателя, генератор должен успешно обеспечить этот кратковременный «жор» электричества. Вентилятор печки не включать (фары тоже)!

Включаем, не стесняемся.
Включаем, не стесняемся.
И эти тоже (одну или обе), если нужно.
И эти тоже (одну или обе), если нужно.

3) Не делаем глупых ошибок.

Распространенная ошибка: включать сразу после запуска двигателя вентилятор печки на максимум или близко к этому еще и с максимально «жарким» положением регулятора температуры подаваемого воздуха. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Не будет тут тепла, не будет, ждите.
Не будет тут тепла, не будет, ждите.

Мотор будет греться дольше за счет того, что тепло только накопившееся в охлаждающей жидкости (антифризе), будет тут же отниматься на обогрев при прохождении холодного потока воздуха через радиатор отопителя, охлаждая, тем самым, теплоноситель – антифриз. Из этого следует, что тепла в салон будет поступать мало, а двигатель будет намного дольше прогреваться, что нельзя признать оптимальной схемой действия.

4) Копируем действие климат-контроля.

Верными будут действия водителя по принципу автоматического климат-контроля. И если адекватно настроенная система при включенном автоматическом режиме сама принимает решение как действовать (сразу после запуска работает на малой скорости, потом набирает обороты, отправляя чуть прогревшийся воздух в область ветрового стекла, а уже после, когда будет достигнута комфортная температура, открывается поток в ноги), то автовладельцу придется самому действовать подобным же образом. В то время, пока двигатель греется – очищаем автомобиль от снега и льда, проверяем состояние шин, проводим общий осмотр. Таким образом, водитель при достижении минимально допустимой температуры двигателя (и теплоносителя) может включить вентилятор отопителя на минимальные или средние обороты, а регулятор интенсивности отопления на максимум (или близко к этому).

Выставляем "тепло" постепенно.
Выставляем "тепло" постепенно.

На первых минутах обогрева салона имеет смысл включить режим рециркуляции воздуха в салоне, что бы через радиатор отопителя шел воздух из салона, а не ледяной уличный – будет немного теплее. ежим рециркуляции включен.

Режим рециркуляции включен.
Режим рециркуляции включен.

Через пару минут следует отключить режим рециркуляции (не забудьте, а то начнется запотевание), охлаждающая жидкость уже прогрета достаточно и не боится потока уличного воздуха. Нужно дать салону немного прогреться не только для более комфортной езды, но и для того, чтобы менее рискованной была подача подогретого воздуха в область лобового стекла, которое очень не любит перепадов температур, а именно наружного холода и подаваемого из салона тепла – возможно появление трещин в местах присутствия сколов, даже не заметных. Правило: сначала следует отогревать лобовое стекло не локально, а равномерно, вместе с воздухом в салоне машины. Начав подавать теплый воздух на лобовое стекло, следует подогревать его постепенно, давая стеклу прогреваться этапами. По достижении рабочих температур двигателя (пусть не до 90−110*С, а хотя бы до 60−70*С) можно открыть и направляющие воздуха в сторону ног. Важно обеспечить постепенное увеличение скорости обдува. Если важно быстро отогреть именно лобовое стекло (помним про риск трещин), то направляем потоки воздуха на стекло, при этом воздух забирается снаружи, что обеспечит более сильный поток воздуха в сравнении с режимом рециркуляции.

5) Пользование кондиционером зимой (опция, это не обязательно). Если даже с режимом забора воздуха с улицы стекла продолжают потеть, то нужно совместно с печкой подключить и кондиционер. Вопреки опасению многих, кондиционер не сломается при запуске его зимой, зато он, прогоняя воздух через осушитель, снизит влажность в салоне. А влага в салоне появляется обычно из-за вашего дыхания, испарения воды с поверхности вашей кожи (особенно если вы мыли голову или приняли душ перед выходом) и из-за скопившейся на ковриках воды.

6) Портативные обогреватели.

Что касается различных портативных обогревателей, получающих питание от прикуривателя, то польза от них минимальна или даже сомнительна. Они не способны сравниться с тем теплом, которое отводится в салон от двигателя. Можете купить таковой себе больше для успокоения (можно в сторону лобового стекла направить, что бы не сильно запотевало, пока двигатель греется), так в лютый мороз из него будет идти лишь «не холодный» воздух, а когда согреется двигатель все встанет на свои места и без этого прибора. Мое личное мнение, что тратиться на них не имеет особого смысла (не настаиваю).

7) Спорное и частично обоснованное мнение, что лучше прогревать мотор на ходу - «под нагрузкой» после кратковременной работы на оборотах прогрева.

Я понимаю приводимые доводы «за», но сам так не поступаю потому, что считаю аргументы «против» более весомыми. Допускаю такой прогрев как экстремальный в случае, когда времени на ожидание вообще нет, но это очень редкая ситуация.

8) При наличии автозапуска.

Автозапуск — штука весьма полезная и есть он не у всех автомобилей, даже в наше время.

Автозапуск вам в помощь!
Автозапуск вам в помощь!

При его наличии: и если морозы на улице крепкие (ниже минус 20*С), то лучше запрограммировать автомобиль на запуск по времени (в зависимости от модели сигнализации время может быть разным, но обычно можно установить на запуск каждые 2-3-4 часа на 10-15-20 минут (зависит от уличной температуры, быстроты остывания двигателя, скорости его прогрева и т.п.). При наличии хорошего аккумулятора этого будет достаточно, чтобы утром гарантированно завестись. Возможна установка автопрогрева по заданной температуре двигателя (датчик установлен в районе клапанной крышки). Считаю глупостью установку такого датчика в салон (хотя это официально допускается) потому, что придется греть салон, а это равносильно тому, что греть улицу, запуски по требованию этого датчика будут очень частыми – в пределах допусков частоты запуска в единицу времени у конкретной сигнализации. Установка запуска по температуре самая оптимальная: например, при достижении -15*С двигатель будет запускаться и так постоянно. При исправности всех систем машина точно не замерзнет. Можно установить запуск и на -20*С или на -5*С, это кому как нужно, и кто как понимает необходимость прогрева именно его автомобиля в имеющихся погодных условиях. Только не включайте печку на период работы автозапуска или ставьте ее на минимальные показатели тепла и скорости (я предпочитаю не включать печку вообще), ведь улицу греть бессмысленно.

Надеюсь, что приведенная информация поможет вам и вашей машине пережить без потерь и особых хлопот не одну зиму.

Всем тепла, удачи на дороге и в жизни!

Предлагаю Вашему вниманию статью «Актуален ли прогрев двигателя автомобиля в XXI веке?».

https://zen.yandex.ru/media/id/5f27a12a1ea3aa30938ef116/aktualen-li-progrev-dvigatelia-avtomobilia-v-xxi-veke-5fd82b671c5dc1165244a9c7

Авто
268,3 тыс интересуются