Найти тему
История моды с Марьяной С.

Выбираем императрицу: портрет или фотография?

Нередко, когда я показываю тот или иной портрет, в комментариях то и дело проскальзывает мысль - мол, на портрете дама хороша, но ведь художник-то, наверное, её приукрасил!

Не без этого. :) Однако порой есть возможность сравнить фотографию и портрет. И тогда можно понять, что же именно привнёс художник. Так что предлагаю вашему вниманию отличный и очень красивый пример - портрет Марии Фёдоровны, супруги Александра III, кисти блестящего портретиста Ивана Николаевича Крамского.

Императрица Мария Фёдоровна, И.Н. Крамской, 1881. (сс)  Из коллекции Государственного Эрмитажа, Wikimedia Commons
Императрица Мария Фёдоровна, И.Н. Крамской, 1881. (сс) Из коллекции Государственного Эрмитажа, Wikimedia Commons

Сложно поверить, но здесь Марии Фёдоровне, датской принцессе Дагмар, уже тридцать четыре. Но и она, и её родная сестра Александра, ставшая сначала принцессой Уэльской, а затем королевой-консортом Великобритании, очень долго сохраняли стройность, привлекательность и моложавость.

На Марии Фёдоровне роскошное белое "русское" придворное платье, бриллиантовый кокошник (который так понравился сестре, что она захотела такой же), и море жемчуга и бриллиантов - драгоценности Мария Фёдоровна любила и умела их носить, как никто. И всё, что мы видим - не плод фантазии художника. Есть фотография!..

-2

Иван Николаевич работал над официальным портретом новой императрицы летом 1881 (в марте погиб Александр II и супруг Марии Фёдоровны взошёл на престол). И использовал при этом фотографию из ателье Сергея Левицкого. Нет, портрет не написан полностью с фотографии - работал художник и в Александрии, императорской резиденции.

Коллеге Павлу Чистякову Крамской писал: "Эффект бриллиантов словами решительно нет возможности определить. На Невском есть, конечно, в магазинах похожие, но дело в том, что они там всё же положены изредка, а здесь всё сплошь залито блеском. В таком огромном количестве, как у Императрицы, бриллианты имеют особый переливающийся блеск".

Красота деталей, конечно, зашкаливает. Но...

Предлагаю полюбоваться не бриллиантами, а лицом! Разница видна, правда?

-4

Выражение глаз и губ Крамской смягчил, они стали пусть вроде бы и незаметно, но ощутимо улыбаться. Однако можно ли сказать, что художник приукрасил модель? Мне кажется, нет... И более того, я не уверена, что лицо на портрете мне кажется привлекательнее, чем на фотографии! Скорее, наоборот!

А вам?

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory