Найти тему
KitiBon

Прогревать или нет?

Оглавление

Скоро новый год,с каждым днем все холоднее и холоднее.Давайте же разберемся,нужно ли прогревать авто в минусовые температуры за бортом.

Споры на эту тему ведутся уже пару десятилетий,у каждого свое мнение на этот счет,пора бы разобраться что к чему.

Греть авто зимой учили наши отцы и деды,но стоит ли это делать?И зачем это вообще нужно?Так много вопросов и мало ответов,разложим все по полочкам.

Брррр.....
Брррр.....

Что прогревается и почему это важно?

Мотор будет полностью прогрет тогда, когда все его детали и жидкости будут иметь  рабочие температуры, это означает что при фиксированном режиме работы перестанет меняться их температура. В первую очередь прогревается охлаждающая жидкость (тосол/антифриз)  — его процесс прогревания мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры в приборной панели. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя,например -поршни, цилиндры, головка.Темп нагревания практически тот же. А вот масло в поддоне двигателя и коробки греется намного медленнее. И в последнюю очередь, дольше всего греется нейтрализатор, а вместе с ним выходит на рабочий уровень токсичность отработавших газов. Но все скорости прогрева зависят от режима работы двигателя.

График нагрева
График нагрева

Почему мотор не любит холод?

Многое зависит еще и от масла залитого в двигатель и коробку.Главная причина в том, что масло густеет на холоде. К тому же,при определенных температурах вообще может перестать течь. Минеральные масла - при минус 20-25 °С, лучшие синтетики — при минус 45-55 °С. В итоге узлы трения коробки и двигателя работают «всухую», значительно возрастают мощности механических потерь, которые требуют большего бензина. Но когда же мотор быстрее выйдет на рабочий уровень механических потерь? Если стоять на месте и прогревать или если сразу после пуска авто отправиться в путь? Как же лучше?

-3

Проведем эксперимент,как же лучше?!

Поэкспериментируем и узнаем сколько топлива скушает обычный двигатель при примерно одинаковых пробегах, но на разных алгоритмах прогрева. Немного о подопытном. Чистая «отечественная» машина ВАЗ 210903i 2001 года выпуска, 1,5 л рабочего объема, инжектор. Всю сознательную жизнь провела в России. У нас три программы прогрева. Первый вариант — так называемый «дедовский»: полностью прогреть двигатель и только после поехать. Второй вариант — согласно инструкциям авто: «запустил и в путь». А третий вариант — этот метод чаще всего можно встретить: завели мотор, смахнули снег, помахали лопатой,соскребли лёд со стёкол (коротко говоря — потянули время), а догреваем нашу машину уже по дороге к месту назначения. На улице - ориентировочно минус 15. Аккумулятор хороший,новый, в поддоне — дорогая полу-синтетика. Пробег — от стоянки во дворе до стоянки на работе: это около 5 километров, без пробок.О таком конечно можно только мечтать :(

Вариант 1. Завелись. Стрелка тахометра устанавливается на отметке «1500», диагностика показывает мгновенный расход топлива 2 л/ч. Через минуту расход снижается до 1,5 л, через 10 минут — до 0,8 л. Тогда же видимые изменения на диагностическом приборе заканчиваются, стрелка на указателе температуры не доползает даже до 50 градусов и встает намертво. Для убедительности ждем еще 10 минут — расход топлива уменьшается до 0,7 л/ч, что больше, чем обычные 0,5, наблюдаемые при полном прогреве всего мотора автомобиля. Лучшего результата достичь не удалось - поехали! Едем на фиксированном режиме, третья передача,скорость 50 км/ч, светофоров на нашем пути нет. Расход по компьютеру — 6,1-6,4 л/100 км. Всего потратили на прогрев 0,4 л, на дорогу — около 0,3 л. Итого — около 0,7 литра.

Вариант 2 — сели в авто, завели двигатель и тут же поехали. Машине это не понравилось,  она для начала выдала расход больше 9 л. Затем расход начал проворно снижаться, но из-за короткого заезда до прежних 6.2 л. так и не дошел - остановился на 6,8 литров. Итого,мы израсходовали 0,42 л. Плюс экономия 20 минут нашего драгоценного времени. Экономия, вроде бы как, есть, но и  внушительной она не кажется.Разве что, только на малых пробегах.

Вариант 3 — после пуска, грели мотор 5 минут, в то время соскребли лёд со стёкол. Стартовали с расхода на холостых 1,1 литров/час. Начало пробега ознаменовалось цифрой 7,4 литров/100 км, к концу нашего заезда вернулись на 6,4. Итого с учетом пробега получаем - 0,5 л. Лучше, чем в первом варианте, но и  немного хуже, чем во втором варианте.

Фото из интернета
Фото из интернета

Смерть мотору?

Важно, что при движение без прогрева мотора не дает деталям подготовиться к приему огромных нагрузок. Им приходится очень трудно - и не только подшипникам.Есть в двигателе авто такая важная деталь - поршень, у него на боковой поверхности нарезаны канавки, для того чтобы поршневые кольца ставить.Эти канавки наиболее чувствительны к высоким нагрузкам и первыми разрушаются, когда те становятся чрезмерными. А здесь именно такая ситуация. Если сразу стартовать да еще и пробуксовать,например- выбираясь из сугроба, нагрузки на мотор станут огромными. Тепловые потоки от рабочего тела нагревают днище поршня очень быстро, а зона канавок касается холодного цилиндра, который чуть более теплее антифриза или тосола. Возникают большие перепады температур, и с ними — запредельные напряжения. А поршень без канавок — уже не поршень,к сожалению.Чем лучше прогрет двигатель, тем меньше опасность такой беды.

-5

А что же автопроизводители? Они все знают, но ресурс двигателя их, откровенно, не интересует. Мотор должен отходить свой гарантийный срок, и после быть продан и отправлен куда-нибудь в иной мир. Иначе рынок остановиться. От этого и пляшут их рекомендации - экология первична, экономия тоже где-то там рядом, а ресурс мотора — кому он интересен?

Лучше греть!

Я считаю, что именно третий вариант является наиболее оптимальным. По экономии топлива он приемлем.Предварительно подогретый двигатель готов принимать на себя нагрузки и к тому же, хорошо защищен от износа его составляющих. Кстати, фактически чаще всего мы следуем именно этой рекомендации: мотор греется, пока соскребаем лёд со стёкол и сметаем снег.

-6

Важно! Если вдруг придется резко газануть на совсем холодном двигателе - мало ли, кто знает,какая обстановка сложиться дороге?Вот тут несложно влететь в совсем плохую ситуацию  - клапаны могут зависнуть и поцеловаться с поршнем, или же провернутся вкладыши коленчатого вала. А любая СТО спишет это на неправильную эксплуатацию мотора.И следовательно - в гарантии отказать!(что в прочем и не удивительно) У многих двигателей от таких ситуаций спасает соответствующая блокировка в электронном управлении двигателя, но она есть далеко не у всех авто. А вот предварительно прогретый двигатель и такое издевательство над собой снесет это без последствий.

Итог -греем! Только чуть-чуть и по-быстрому…

Авто
5,66 млн интересуются