Найти тему
Круто об искусстве

Начнем с того, что перед нами ПОРТРЕТ ВЕЩИ.

Михаил Рогинский "Утюг", 1966
Михаил Рогинский "Утюг", 1966

Той самой, которую мы все (ну или почти все, теперь уже, наверное, почти все) так хорошо помним.

Ее автор - Михаил Рогинский (1931-2004), художник странный, закрытый, нелюдимый (читай, отдельный от всех). И, в общем-то, инаковость художника в том, что он, будучи нонконформистом (диагноз, поставленный ему советской властью), всегда хотел стать соцреалистом. Но вот незадача: пьяницы на улице в очереди или портрет спичек "Снайпер А. Павлюченко" (читай, атрибуты низкого" быта, да еще и неряшливо написаные - Рогинский считал себя, кстати, продолжателем традиций Сезажнна) никак не сочетались с задачами идейного воспитания в духе соцреализма.

Поэтому его прозвали "поп-артистом". Конечно, Рогинский - это совсем не про поп-арт. Точнее, не про тот оригинальный, глянцево-вылизанный (читай, реклама, журналы), а про его советский аналог (смотри плакаты типа "Иди в баню после работы" или афиши кинотеатров, где при каждом работал свой художник и все это дело РУКОТВОРНОЕ и ИНДИВИДУАЛЬНОЕ).

Западный поп-арт - это, во-первых, явление закардонное. Во-вторых, это продукт развитого общества потребления, результат пресыщенности этим потреблением (читай, задача рынка состоит в том, чтобы продать, а не купить). В Советском Союзе НИЧЕГО ЭТОГО НЕ БЫЛО.

С тем же Энди Уорхолом Рогинского роднит, разве что, ВНИМАНИЕ К БАНАЛЬНОМУ, ПОВСЕДНЕВНОМУ, СЕРИЙНОМУ. Такой кухонно-коммунальный, поношенный поп-арт (читай, палитра работает на сюжет - рутинные, неброские цвета, небрежными мазками положенные на холст, грязно и не аккуратно).

Вот, например, абсолютно конкретный "соседки Маши" утюг (1966). Да, конечно, это про массовое производство. Но это именно утюг вообще - такая ВСЕОБЩАЯ ВЕЩЬ нескольких поколений (читай, имеет свою уникальную биографию, несущую отпечаток своего времени - смотри, лампочка ильича в верхнем правом углу).

Это уже совсем даже не натюрморт, а ПОРТРЕТ ВЕЩИ - того самого предмета, который в условиях тотального дефицита гарантировал некую устойчивость бытию.

Михаил Рогинский "Снайпер А. Павлюченко", 1965.
Михаил Рогинский "Снайпер А. Павлюченко", 1965.

Именно эти заурядные, корявые, бывшие многократно раз в употреблении вещи (читай, отпечаток истории) символизировали для Рогинского Россию.

Дальше больше. Рогинский пошел на пролом и создал "Красную дверь" (1965; советские цензоры плакали не менее красной кровью). И, конечно, все сразу заговорили о Дюшане. Но Рогинский далек от реди-мейда также, как Рафаэль от Рубенса.

Михаил Рогинский "Красная дверь", 1965.
Михаил Рогинский "Красная дверь", 1965.

Реди-мейды Дюшана - это антихудожественные объекты (читай, серийные массовые вещи купленные в магазине - писсуар, колесо и т.д), помещенные в традиционное выставочное пространство и получившие, таким образом, художественный контекст. ОНИ ИЗОБРАЖАЮТ САМИ СЕБЯ (запомните, это важно).

Рогинский сам создал чертеж двери (не купил ее в магазине), которую мастера-плотники, по задумке художника, исполнили в масштабе МЕНЬШЕ РЕАЛЬНОЙ (читай, художественная трактовка).

Единственный реди-мейд в данной работе - это ручка, которую художник нашел где-то на помойке и прикрепил на традиционное для нее место (к слову, дверь Рогинский ОКРАСИЛ САМ - по-традиции не аккуратно (что в массовом производстве немыслимо) - художественная трактовка).

А теперь внимание: Рогинский повесил дверь на стену, т.е дверь изображает не себя, А КАРТИНУ О ДВЕРИ (привет, концептуализм, хотя, конечно, ни о каком концептуализме еще и речи быть не может).

Михаил Рогинский "Пол. Метлахская плитка", 1965
Михаил Рогинский "Пол. Метлахская плитка", 1965

А его "Пол. Метлахская плитка" (1965) - это вообще картина-портрет-абстракция. То есть это живописная работа (холст/масло), изображающая абсолютно реальную плитку пола (такие покрытия использовались в недавно построенных хрущевках), которая выглядит как абстракция (читай, беспредметная картина в советской культуре была маргинальной).

И все те ассоциации, неизбежно возникающие у нас в головах при взгляде на работы Рогинского, русского шестидесятника, эмигрировавшего в 1970-х годах во Францию, будут неизбежно всегда связаны с запахом жареной картошки, ибо, говоря словами самого художника "живопись - это нарисованная жизнь".

Интересно к прочтению - А вы знали, что на самом деле их две?