Сегодня поговорим о том, как распознать манипулирование. Обсудим и защиту от психологического давления.
Манипуляция – это всегда корыстная попытка сыграть на чьих-то слабостях. В ход идут лесть, запугивание, внушение жалости, вины, некомпетентности.
Задача подобного собеседника – нащупать слабинку жертвы и надавить. А затем, если удаётся сдвинуть с первоначальной позиции, завоевать её.
Хорошо, если при этом манипулятор добивается всего лишь финансовой уступки. Много хуже другое: подталкивая поступиться правилами, он получает повод для дальнейшего шантажа, а жертва – угрозу наказания за преступный сговор.
Тактики, которые используют манипуляторы, можно свести к двум направлениям. Рассмотрим каждое подробно.
Особый случай
Собеседнику внушается исключительность ситуации или самого говорящего. Цель – добиться растерянности перед форс-мажором, перехватить инициативу, а затем вывести на желанный вариант. Может использоваться яркая демонстрация эмоций, угроза публичного скандала, шантаж предсмертным приступом, внушаемая важность персоны, ссылка на неизвестное распоряжение свыше и так далее. Сложно представить? Давайте на примерах.
Неужели вы не видите, в каком я отчаянном положении?!
Да я на вас жаловаться буду! Да вас на весь мир ославлю! Да вас всех за это уволят!
Я этого не переживу, и это будет на вашей совести!
С кем говоришь?! Да вы знаете, кто я такой?! Или мне позвонить тому, кто вам это объяснит?!
Вы же знаете, что по новому закону наш случай рассматривается, как особый!
Это лишь наиболее яркие варианты (подробнее расскажу в другой раз). Но каждый из них направлен на то, чтобы затронуть наши слабости: жалостливость; неуверенность; вспыльчивость; растерянность, пугливость. Что-то из этого списка можно найти у каждого. И, чтобы прекратить дальнейший разговор, человек может совершить опрометчивый поступок, за который придётся расплачиваться.
Личная участливость.
Другая тактика – перевод темы разговора с факта на личность потенциальной жертвы. Цель – расположить к себе, войти в доверие, стать тем, кому отказать невозможно. Ведь такой участливый, заботливый, понимающий человек. Такому можно уступить. Один разок. По дружбе.
Ой, вы наверное с нами совсем замаялись.
Да не утруждайте себя. Мы сами всё сделаем.
Вы сделайте, как вам проще. А мы уж сами разберёмся.
Но, если запахнет жареным, такие люди сделают всё, чтобы списать неувязку на вашу халатность, вольное обращение с правилами, безответственность. И будут уверять: сами мне предложили сделать неправильно. Таковы мошенники, пользующиеся доверием.
Есть ли искренне сочувствующие люди? Да! Но у них нет корыстного интереса.
Совет
Если вам при каком-то общении становится очень неуютно:
- Остановитесь (часто бездействие лучше действий в панике).
- Назовите возникшее неприятное чувство (страх, обида, вина, гнев, растерянность).
- Сопоставьте ситуацию, свои действия и эмоции собеседника (насколько они адекватны).
- Обопритесь на сильные качества своей личности (наблюдательность, ответственность, реальную самооценку, опыт успехов и (!) основную цель в данный момент).
У каждого человека есть какие-то слабости. И всегда можно найти нужные качества, которые приведут к желанной цели. Выбор за вами!