Найти в Дзене

9 метро СССР, которые не успели появиться на свет

Оглавление

В Советском Союзе было так заведено, что каждый город—миллионник мог претендовать на появление метро. По мере приближения численности населения города к миллиону городские и партийные власти обычно инициировали вопрос строительства метрополитена общественностью города и выходили в Правительство СССР и ЦК КПСС с просьбами о начале проектных работ.

Рига. Фото автора
Рига. Фото автора

К моменту развала СССР в 1991 году существовало 9 проектов метро, которые так и не были реализованы, несмотря на то, что некоторые из них прошли несколько важных стадий. Общее правило: после развала СССР проектирование и строительство метро шло темпами в десятки раз медленнее или вовсе остановилось. Так было везде, кроме Москвы, Ленинграда и Казани.

Челябинск

Челябинск. Фото автора
Челябинск. Фото автора

Челябинску не повезло. Во-первых, проектирование заняло времени больше чем обычно, и город был внесён в список застройщиков метро собственноручно умирающим Генсеком Черненко К.У.

Времени до развала СССР оставалось мало и Челябинску его не хватило.

Кстати, Черненко одновременно с Челябинском вписал родной ему Красноярск, Ростов-на-Дону и вычеркнул из списка Одессу и Донецк.

Во-вторых, Челябинск стоит на скальных грунтах. Строить в таких условиях очень тяжело. За всё время построена, но не введена в строй одна станция — Комсомольская площадь, и есть 3 незаконченных перегона между станциями. Город ближе к тому, чтобы засыпать все хозяйство песком, и совсем оставить мысль о метро, чем к достройке.

Омск

Омск. Источник фото pixabay.com
Омск. Источник фото pixabay.com

За всё время построена 1 станция и 1 метромост. В 2019 принято решение метро не строить, а сосредоточиться на других видах общественного транспорта.

Красноярск

Красноярск. Источник фото pixabay.com
Красноярск. Источник фото pixabay.com

Метро строится с 1995 года. За это время построено несколько км тоннелей. Конца строительства не видно, перспектива туманна.

Уфа

Уфа. Памятник Салавату Юлаеву на берегу Белой. Фото автора
Уфа. Памятник Салавату Юлаеву на берегу Белой. Фото автора

Строительство метро в Уфе долго и бурно обсуждалось общественностью и в верхах. Но решение так и не было принято. Может это и к лучшему! По крайней мере не зарыли миллиарды рублей под городом.

Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону. Источник фото pixabay.com
Ростов-на-Дону. Источник фото pixabay.com

В настоящий момент ведутся проектные работы. Был надежда, что процесс ускорится, когда стало известно о том, что город примет Чемпионат мира - 2018 по футболу. Не получилось!

Пермь

Пермь. Источник фото pixabay.com
Пермь. Источник фото pixabay.com

Тоже пока ведутся только проектные работы. Вполне возможно, что когда станет более или менее ясна стоимость строительства, то от идеи откажутся.

Донецк

Донецк. Источник фото pixabay.com
Донецк. Источник фото pixabay.com

В СССР начать строительство не успели, но проектные работы практически были закончены. Строительство начали в 1993, когда Украина уже стала самостоятельной. Запуск планировали поначалу на 2005 год, потом на 2011. С началом боевых действий в пригороде в 2014 году вопрос сам собой отпал.

Рига

Рига. Фото автора
Рига. Фото автора

В 1990-е строительство по планам должно было начаться. Из всех городов в Риге был самый подготовленный к старту проект. На подготовительные работы из Москвы было выделено более 25 млн рублей, значительная по тем временам сумма.

Но перед началом строительства националистически настроенная латышская интеллигенция начала раздувать в прессе, на радио и в кулуарах слух о том, что на стройку метро будут завезены десятки тысяч, рабочих из России и Украины, а Ригу выведут из республиканского подчинения в прямое управление Москвой. Так националистические бредни оставили столицу Латвии без метро.

Одесса

Одесса, Источник фото pixabay.com
Одесса, Источник фото pixabay.com

Город с готовым на 1989 генпланом строительства метро, которое должно было начаться в 1991 году. Не срослось. Иногда встречается мнение, что помешали знаменитые одесские катакомбы. Но проектирование вели умудренные опытом глубинной прокладки линий метро ленинградские проектировщики. Они заложили в проекте линии ниже самых глубоких катакомб. Так что, причина кроется в недостатке средств.

Читайте другие статьи на нашем канале:

P.S. Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на мой канал