Ещё раз про тон в живописи.
Важность тонального разбора не вызывает сомнений.
Без него любая работа, будь то живопись или иллюстрация, превращается в пустую картинку, типа #акварелька , которая не способна нанести удар по психике зрителя, произвести впечатление, ошеломить и сбить его с ног⚡️, сколько бы вы не колдовали с цветом, создавая гениальные цветовые разводы, изучая круг Иттена или копируя натуру.
Потому что тон - начальник контрастов, командир акцентов и повелитель воздушной перспективы.
Но одно дело, осознавать необходимость работы с тоном, и совершенно другое, научиться эту науку применять.
Надеюсь, вы установили себе на смартфон фоторедактор?
Если нет, догоняйте. Предлагаю Snapseed. Он бесплатный и обладает достойным функционалом .
В идеале, начиная работу, к примеру, над пейзажем, нужно изначально представлять, что вы будете изображать тёмным, что светлым.
Изучая глазами картинку, мы очень сильно отвлекаемся на цвет и далеко не всегда с ходу способны понять, что светлее, небо или вода, красный цветок или зелёные листья, серый асфальт или жёлтая стена дома.
Вот тут на помощь и приходят фоторедакторы. Туда можно загрузить референс, а можно фотографию натуры на пленэре. После этого убираем насыщенность. Перед нами остаётся чёрно-белая фотография, где чётко виден тон.
Остаётся сконструировать композицию из тональных пятен и вперёд, рисовать.
Как правило, приходя на пленэр, мы готовы полностью довериться натуре.
То есть нарисовать то, что видят наши глаза.
Понятное дело, разве в состоянии мы сотворить красоту лучше Создателя?..
Давно усвоено, что «природа-лучший художник».
И в этом есть огромная доля истины.
Но. Стоит иметь в виду, что не каждый уголок совершенной природы готов немедленно и гармонично «запрыгнуть» к нам на лист.
Отсюда и разочарования. Вроде рисовал, старался, а получилось не очень.
И каждый из нас нечто такое подозревает, недаром мы долго ходим-бродим, выбирая сюжет, сравнивая приглянувшиеся места.
Думаем, что выбираем лучшую композицию, но подсознательно ищем удачные тональные варианты, пытаясь найти готовые решения.
И, бывает, ошибаемся. Потому что композиция объектов в листе не есть композиция тональных пятен.
А если с тоном получится неразбериха, наша работа не состоится.
Это очень удачный выход из положения , фотографирование. Сходил направо, сфотографировал речку и мостик, пошёл налево, сфотографировал домик на берегу. Сравнил получившиеся фотографии, сделал выбор. Пошёл рисовать мостик.
Но чтобы сделать правильный выбор, фотографии неплохо бы обесцветить и сравнить их между собой в чёрно-белом варианте.
Вот тут мгновенно станет понятно, какой пейзаж предпочесть, где гармонично уравновешены тональные пятна.
Но если мы всё-таки ошиблись с выбором сюжета или умышленно пошли на риск, выбрав сомнительную композицию, далеко не всё потеряно.
Мы же художники, а не фотографы. Мы в состоянии создать свою реальность, изменив расположение теней и направление света, добавив тёмные и светлые пятна.
Этому нужно учиться, рисуя много, чтобы не бояться в нужный момент взять на себя ответственность за нарушение правды жизни.
Допустим, нарисовали, работа почти готова.
Но сомнения есть. Даже на собственной работе зачастую трудно оценить, что получилось темнее, а что светлее.
И тут в очередной раз выручит фоторедактор. Фотографируем свою работу, загружаем фотку в фоторедактор, убираем насыщенность. И вуаля. Всё становится очевидно.
Результат может оказаться неожиданным. Если получится серятина, с этим нужно работать дальше.
Неожиданно могут обнаружиться однообразные скучные пятна, светлые, серые или тёмные. В наших силах их разнообразить и развеселить.
А может оказаться, что всё ОК.