Найти тему

Тон в живописи.

Ещё раз про тон в живописи.

Важность тонального разбора не вызывает сомнений.

Без него любая работа, будь то живопись или иллюстрация, превращается в пустую картинку, типа #акварелька , которая не способна нанести удар по психике зрителя, произвести впечатление, ошеломить и сбить его с ног⚡️, сколько бы вы не колдовали с цветом, создавая гениальные цветовые разводы, изучая круг Иттена или копируя натуру.

Потому что тон - начальник контрастов, командир акцентов и повелитель воздушной перспективы.

Но одно дело, осознавать необходимость работы с тоном, и совершенно другое, научиться эту науку применять.

Надеюсь, вы установили себе на смартфон фоторедактор?

Если нет, догоняйте. Предлагаю Snapseed. Он бесплатный и обладает достойным функционалом .

В идеале, начиная работу, к примеру, над пейзажем, нужно изначально представлять, что вы будете изображать тёмным, что светлым.

Изучая глазами картинку, мы очень сильно отвлекаемся на цвет и далеко не всегда с ходу способны понять, что светлее, небо или вода, красный цветок или зелёные листья, серый асфальт или жёлтая стена дома.

Вот тут на помощь и приходят фоторедакторы. Туда можно загрузить референс, а можно фотографию натуры на пленэре. После этого убираем насыщенность. Перед нами остаётся чёрно-белая фотография, где чётко виден тон.

Остаётся сконструировать композицию из тональных пятен и вперёд, рисовать.

Как правило, приходя на пленэр, мы готовы полностью довериться натуре.

То есть нарисовать то, что видят наши глаза.

Понятное дело, разве в состоянии мы сотворить красоту лучше Создателя?..

Давно усвоено, что «природа-лучший художник».

И в этом есть огромная доля истины.

Но. Стоит иметь в виду, что не каждый уголок совершенной природы готов немедленно и гармонично «запрыгнуть» к нам на лист.

Отсюда и разочарования. Вроде рисовал, старался, а получилось не очень.

И каждый из нас нечто такое подозревает, недаром мы долго ходим-бродим, выбирая сюжет, сравнивая приглянувшиеся места.

Думаем, что выбираем лучшую композицию, но подсознательно ищем удачные тональные варианты, пытаясь найти готовые решения.

И, бывает, ошибаемся. Потому что композиция объектов в листе не есть композиция тональных пятен.

А если с тоном получится неразбериха, наша работа не состоится.

Это очень удачный выход из положения , фотографирование. Сходил направо, сфотографировал речку и мостик, пошёл налево, сфотографировал домик на берегу. Сравнил получившиеся фотографии, сделал выбор. Пошёл рисовать мостик.

Но чтобы сделать правильный выбор, фотографии неплохо бы обесцветить и сравнить их между собой в чёрно-белом варианте.

Вот тут мгновенно станет понятно, какой пейзаж предпочесть, где гармонично уравновешены тональные пятна.

Но если мы всё-таки ошиблись с выбором сюжета или умышленно пошли на риск, выбрав сомнительную композицию, далеко не всё потеряно.

Мы же художники, а не фотографы. Мы в состоянии создать свою реальность, изменив расположение теней и направление света, добавив тёмные и светлые пятна.

Этому нужно учиться, рисуя много, чтобы не бояться в нужный момент взять на себя ответственность за нарушение правды жизни.

Допустим, нарисовали, работа почти готова.

Но сомнения есть. Даже на собственной работе зачастую трудно оценить, что получилось темнее, а что светлее.

И тут в очередной раз выручит фоторедактор. Фотографируем свою работу, загружаем фотку в фоторедактор, убираем насыщенность. И вуаля. Всё становится очевидно.

Результат может оказаться неожиданным. Если получится серятина, с этим нужно работать дальше.

Неожиданно могут обнаружиться однообразные скучные пятна, светлые, серые или тёмные. В наших силах их разнообразить и развеселить.

А может оказаться, что всё ОК.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц