Найти в Дзене
Литературный Диалог

"Мозг: Ваша личная история" Дэвид Иглмен. Заморозка мозгов и этика красной кнопки

Оглавление

Мозг, как религия. Сознание, как иллюзия

Объем: 348 web-страниц

Научно-популярные книги бывают разной глубины погружения в освещаемую тему. Можно простым человеческим языком осветить совершенно невероятные узконаправленные явления (как это виртуозно делают Докинз и Сапольски), можно и поверхностное обсуждение превратить в около научный диспут.

Книга «Мозг: Ваша личная история» находится где-то посередине между двумя этими вариантами. То есть в ней присутствуют зерна истины – та самая важная, интересная, научная информация ради которой мы и берем в руки нон-фикшен, но она бессмысленно и беспощадно разбавлена мечтаниями, фантастичными рассуждениями и домыслами Автора, которые к науке на текущем этапе развития не имеют никакого отношения.

И если личное мнение Писателя и учёного, безусловно, имеет полное право присутствовать в его труде, то развернутые главы о бессмертии выглядят скорей, как отрывок из проповеди увлеченного ортодоксального проповедника. Только вместо бога дарование вечной жизни своим избранным адептам теперь возложено на Науку и ученых, воплотившихся чуть ли не роли священнослужителей при криоконсервации.

Обучаемый мозг в непредвиденных обстоятельствах

Интересный факт: человек – единственный биологический вид, который освоил всю планету, хотя, может, еще тараканы? Но они явно с нашей помощью. И в этом эволюционном успехе Хомо главная партия принадлежит нашему пластичному мозгу, который способен обучаться и адаптироваться на протяжении всего своего функционирования, но особенно, в первые годы жизни.

Еще один интересный факт: человек рождается беспомощным, опять же в отличие от других биологических видов, которые за короткий промежуток времени после появления на свет уже способны самостоятельно позаботиться о себе. Это обусловлено врожденными инстинктивными программами: газель убегает, леопард догоняет, заяц прячется в траве. Для человека же любая эта программа (нападать, убегать, прятаться) реализуема, и выбор образа действий определяется окружающей действительностью, которая, в общем и целом, и формирует наш мозг.

«Способность человеческого мозга формировать себя в соответствии с окружающим миром позволила нашему биологическому виду освоить все экосистемы на планете…», - пишет Автор.

Также писатель подчеркивает важность памяти и накопленного опыта, составляющего немаловажную часть нашей личности:

«…то, кем мы являемся, зависит от того, где мы были», - утверждает он, подчеркивая важность нахождения индивида в благоприятных условиях для гармоничного развития личности, особенно в детстве. Мир формирует нас. Так наше ухо «заточено» за распознавание звуков родного языка, и нам сложно даже повторить слова, произнесенные на японском или даже английском, где привычные для нашего восприятия принципы произношения не работают.

Психическое, неотделимое от физического

Мне импонирует идея целостности организма, я считаю, что это самое верное из всего, что когда-либо было сформулировано учеными о природе Человека. Наша Личность, может быть, и скрывается в черепной коробке, но над ее формированием явно трудится все тело, хотя главным Арбитром над нашими этическими решениями учеными выбран все же Мозг.

Так, Автор дает объяснение парадокса известной железнодорожной загадки, когда испытуемым предлагается спасти 4 людей ценой жизни 1 человека: либо переводом стрелки, тогда поезд изменит направление и убьет только одного человека, либо путем выталкивания на рельсы толстяка, который своим весом остановит движение поезда. Логично, что никто не хотел убивать толстяка, собственноручно толкая его под поезд, зато большинство убило того парня, что находился на запасном пути, переведя на него движение смертоносного состава.

Автор полагает, что такая тенденция связана с тем, что в случае с переводом стрелки мозг решает исключительно математическую задачку, задействовав логические свои отделы, то есть либо умрут четверо, либо один. С позиции логики ответ выглядит очевидным.

Но что происходит, когда для спасения этой четверки нужно собственноручно лишить жизни незнакомца? Здесь включается эмоциональная часть мозга и, конечно, в большинстве ответов респондентов толстяк остается жив и модель «1 жизнь вместо 4» перестает быть столь очевидной и правильной.

«Дистанционная война снижает остроту внутреннего конфликта, облегчая принятие решения», рассуждает Автор о бункерах и красных кнопках, и здесь задачка про этику и математику перестает казаться такой уж занимательной и забавной.

Ужасы настоящего ради светлого будущего

Друзья, просто забейте в поисковике картинок «Криоконсервация», Вы думали, заморозка людей – это идея из фантастического фильма?! В сосудах Дьюара при температуре -196 градусов хранятся тела и ГОЛОВЫ (головы, понятно, дешевле в хранении) людей, которые желают воскреснуть. Ну, когда-нибудь. В будущем.

Я, честно говоря, об этом не знала, и была, скажем так, удивлена. Вообще в книге много вот таких для меня новых оригинальных фактов, которые не совсем удачно включены в состав текста, но, тем не менее, они интересны сами по себе, например, рассказ о девочке, счастливо живущей обычной жизнью с половиной мозга. Разве не чудеса?

И все же книга оставляет довольно холодное впечатление, и думаю, это из-за последних нескольких глав, где Автор ударился в написание научной фантастики, рассуждения о вечной жизни и способах внедрить сознание в компьютер – опять же ради бессмертия. Мозг – это целая вселенная, и я уверена, что уже скоро (ну лет через 100) криоконсервация перестанет быть экспериментом, но пока я не вижу смысла в составе нон-фикшена придаваться столь объемным мечтаниям о разморозке с последующим воскрешением. Начало же работы читается легко и увлекательно, и мой отзыв был бы гораздо позитивнее, если бы книга «Мозг: Ваша личная история» закончилась на 100 страниц раньше.

Приятного чтения!

Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм