Эта статья является продолжением. Вот первая часть.
Интервьюер: Получается, что одиночество, слабые соц.связи —это тот фактор , который усиливает ощущение ненужности и увеличивает риск суицида?
Н.А.: Да, те сложности, которые есть у всех, обостряются, если человек одинок. У определенного контингента людей это приводит к запредельным чувствам и переживаниям.
Мы, психологи, работающие с травмой, пост травмой (я в свое время проходил обучение в Питерском институте Иматона по работе с травмой, ПТСР) знаем это не понаслышке.
Как влияет травмирующий опыт?
После событий в Беслане (мы через общественную организацию год ездили туда, помогали реабилитироваться жертвам, родственникам жертв, работали вахтовым методом по 2 недели) подтвердилась моя идея о пространстве недоверия, которую я к тому времени уже разработал.
Там, где люди испытали первичную травму (допустим они были беженцами и попали в Осетию, убежав из Грузии) где неполная семья, где перед этим были какие-то трагедии — риск суицида значительно больше.
Наложение вторичной травмы (на первичную) приводило к тому, что адаптационное возможности психики этих людей не выдерживали и "складывались как карточный домик".
(Например: ощущение ненужности, которое человек испытал в детстве, накладывается на его ощущение ненужности, которое он испытывает при увольнении с работы во взрослом возрасте. — примечание автора).
Люди и вслух проговаривали на разработанном мною тесте что у них намерение только уйти из жизни.
Что хочет сказать суицидент?
Интервьюер: Т.е. какие-то жизненные обстоятельства человек переживает, как бы проваливаясь в эту первую травму?
Н.А. Да. Вот простой пример. В начале 2000х я проводил исследование в отделении токсикологии БСМП-2 с согласия глав.врача.
Я беседовал с суицидентами и самый большой % кол-ва попыток самоубийств это отравление. Он в большей мере свойственен женскому контингенту людей. От 15 до 65 лет.
И самое интересное, что этот тест нельзя просто так взять и быстро заполнить. С каждым суицидентом я беседовал 1-1,5 часа, пытался установить доверительный контакт, но чаще всего они шли на контакт и в конце я предлагал заполнить этот тест. И оказалось!
Что этот тест не валидный для этого контингента суицидентов.
Оказалось, что в желании уйти из жизни путем отравления большой аспект демонстративно-шантажного поведения.
И когда мы анализируем это, называются самые бытовые причины:
- мама не купила телефон (а до этого он потерял уже один дорогой),
- конфликт с девушкой (она меня не любит, а он меня отверг),
- конфликт в школе (с учителями).
Взрослым кажется, что это малозначительные причины, которые в принципе не могут привести к таким серьезным переживаниям, но они накладываются на ту благодатную почву несформированности базового доверия к миру.
И там очень быстро прорастает семенами отвержение себя. Суициденты, как правило, испытывают ненависть к себе, агрессию к окружающим и пытаются таким образом их наказать.
Часто подростки воспринимают это в какой-то мере как игру и не понимают, что жизнь конечна, а такие действия могут привести к завершению жизни. Они пытаются таким образом наказать близких.
Также интересно: про подростков
Шнейдман был прав. Он говорил: “Любая суицидальная попытка это послание, которое имеет четкий адресат". И адресатами как правило бывают самые близкие, значимые люди: отец, мать, брат, муж или жена.
Адресат четко есть, пусть не всегда его легко можно вычислить. Суицидент кому-то посылает знак: "мне плохо, потому что ты меня не любишь, не принимаешь»
Свои вопросы, примеры, истории из жизни пишите в комментариях.👇
Цикл статей "Интервью с суицидологом"⤵ :
#помощь психолога #смерть близких #экстренная помощь #телефон доверия #самоубийство