Правда ли сила тревожности, которую мы испытываем за близких, адекватна опасностям современной жизни? Почему нам кажется, что "в любую секунду может что-то чрезвычайное произойти"? Что это за паранойя?
Вот вы, будучи "в тревоге за близких", набираете заветный номер телефона и на том конце вам отвечают — "Всё в порядке!" Что вы испытаете в этот момент? Удовольствие! Как здорово — все живы-здоровы. То есть, мы тут только что в своих фантазиях похоронили, а они живы-здоровы. Это же счастье-то какое!
То есть, сначала у человека невротическая тревога, а затем — удовольствие. И что делает с ним это удовольствие?.. Правильно, оно подкрепляет его невротическую тревогу, а человек, таким образом, постепенно формирует у себя специфический невроз.
Это сакраментальное — "А вдруг что-то случилось?!" — лишь способ манипуляции. Это демонстрация заботы, которая, конечно, отнюдь таковой не является, потому что:
а) она предмету этой заботы не нужна,
б) она служит только тому, чтобы душенька самого "заботящегося" была спокойна.
Если человек и правда волнуется за своих близких, можно же это, наверное, в практическую плоскость перевести? Зачем просто воздух сотрясать — ребёнка можно в хорошую школу отдать, охрану нанять, медицинскую страховку родителям купить — много есть вариантов.
Только вот денег на них обычно нет. То есть на то, чтобы терроризировать близких, у всех сил почему-то хватает, а на то, чтобы заработать и реально защитить их — нет? Есть некоторая в этом непоследовательность, на мой взгляд.
Поэтому задача остается той же: вы должны вывести свой страх на поверхность, осмыслить его, понять его причины. Необходимо признать, что просто опасно упорствовать в своих страхах, потому что в результате вы только травмируете своих близких.
И нужно отучать себя от этой привычки. Скажем, для начала позвонить ребёнку не 25, а 24 раза в день. Ну, право, небо из-за этого не упадет на землю! Да, непросто. А что поделаешь?..
Цитата из книги «Не надо пофигизма. Универсальные правила»