Найти тему
OVER 9000

Как пальцами оценить состояние турбины (пошагово)

Оглавление

Про саму суть турбонаддува я уже рассказывал, а сегодня хочу немного затронуть практическую диагностику, доступную каждому. Но сначала давайте внесём ясность в кое-какие моменты заранее. Итак, пожалуйста, внимательно прочитайте нижеследующий коротенький абзац курсивом (ну а потом, само-собой - смело в комментарии, рассказывать дилетанту-автору "как надо на самом деле"):

Само-собой, никакой мануальный метод диагностики (ну кроме волшебной опытной руки Дяди Васи из гаражей, которой он компрессию наощупь по вибрации капота определяет) не заменит приборно-измерительной диагностики. Но для диагностики первичной это всё равно лучше, чем никак. Потому что сценарий посещения сервиса скорее будет как вегда один: "Ну-у, тут смотреть надо, сразу не скажешь..." И раскрывай кошелёк шире. Знакомо? Тогда может быть, стоит попытаться немного пораскинуть мозгами самому? Согласны?.. Отлично! Тогда поехали. Но... Для начала, всё же, чуть-чуть теории.
турбокомпрессор в разрезе
турбокомпрессор в разрезе

Турбина должна люфтить(?)

Именно так. Даже новая. А дело всё в том, что в современной турбине вы почти нигде не встретите шариковых подшипников. Её вал, ввиду космических рабочих оборотов (до 300 тысяч в минуту - вдумайтесь!) не опирается на классические подшипники качения. Потому что ежели какие и выдержат подобный ритм работы, то будут обходиться в массовом производстве очень дорого. Да, есть отдельные производители компрессоров на шарикоподшипниках (например, Honeywell), но продукция их ощутимо дороже и без того недешёвых классических турбин. Поэтому, 95% что у тебя, дорогой читатель, обычная "улитка" на подшипниках скольжения.

Подшипник скольжения (или гидродинамический подшипник) - это когда вал крутится в так называемом масляном клине. То есть, быстро вращающийся вал создаёт вокруг себя тончайшую (сотые миллиметра) плёнку, которая не допускает его контакта со втулками. Втулки за счёт специальной формы помогают удерживать этот клин от старта и до остановки двигателя. Таким образом получается, что когда мотор заглушен и давления масла нет, вал турбины "падает" на эти втулки.

Как проверять?

Сдёрнув с турбины впускной патрубок (идущий от фильтра), мы получаем доступ к крыльчатке "холодной" части турбокомпрессора. И можем оценить не только состояние лопастей (на предмет их повреждений, что тоже далеко не редкость), но и пошатать вал руками. И вот что нам нужно знать:

  • радиальный люфт должен быть. То есть вверх-вниз и влево-вправо вал качаться обязан. Даже на совершенно новом агрегате. Это и есть допуск по зазорам под масляную подушку, которая появится при старте двигателя. Разумеется, люфт должен быть минимальным, но при пошатывании за крыльчатку, даже эти десятые доли миллиметра на конце вала совершенно чётко ощутимы пальцами.
  • А вот осевой люфт ощущаться либо не должен вообще, либо быть едва уловимым. Если же по-оси всё болтается на добрый миллиметр и более - то это явный признак того, что компрессору либо уже плоховато, либо он на грани этого состояния. Но в этом случае вы сей факт, скорее всего, и так подозреваете: откинутая от входа в турбину гофра будет с лужей масла внутри, а характерный сизый дымок и ощутимый расход того самого масла уже стал для вас привычным...
Примерно такой вид вам откроется при снятии патрубка от воздушного фильтра. Вот за гаечку и нужно шатать двумя пальцами - всё сразу станет понятно.
Примерно такой вид вам откроется при снятии патрубка от воздушного фильтра. Вот за гаечку и нужно шатать двумя пальцами - всё сразу станет понятно.

Авто
5,66 млн интересуются