Нет человека, в жизни которого не случалось бы конфликтов. Какими бы лучшими человеческими и профессиональными качествами Вы ни обладали, все равно кому-то Вы будете не нравиться, с кем-то не сойдетесь во взглядах, а кому-то и перейдете дорогу, возможно, сами о том не догадываясь.
Конфликты возникают на разных уровнях: в отношениях, в семье, на работе, в бизнесе, между соседями и собственниками, между начальниками и подчиненными, между человеком и общественными структурами, между странами и народами.
Некоторые конфликты раздуваются искусственно, чтобы прикрыть некие истинные мотивы. Другие конфликты намеренно создаются, чтобы прикрыть профессиональную некомпетентность инициатора. Вам встречались такие ситуации?
Задумывались ли Вы над природой конфликта? Давайте рассмотрим как устроен конфликт, чтобы научиться разрешать конфликты, которых невозможно избежать и по возможности не попадать в ситуации, уже имеющие конфликтную базу.
Конфликт - это всегда негативные эмоции, нарушение взаимоотношений, потеря психического равновесия, здоровья и прямой вред конструктивному развитию любого дела.
Из-за этого отношение к конфликтам - всегда отрицательное. Например, большинство руководителей не желают разбираться в причинах конфликтов и либо подавляют их, либо предпочитают не вмешиваться. Оба этих подхода неверны, так как наносят вред организации дела и сотрудникам. Такой подход вреден и в воспитании детей, и в построении личных отношений.
На самом деле из конфликтной ситуации можно и нужно извлечь пользу, так как внутри конфликта есть важное для эффективного развития зерно. Полезная функция конфликта, может быть, не очевидна, но по сути конфликт представляет собой точку столкновения противоположных тенденций, сил, а это - принцип развития.
Сейчас из нас формируют общество потребления, но надо помнить про закон диалектики "единства и борьбы противоположностей", без которых нед движения вперед. А единство и борьба противоположностей - это конфликтная ситуация.
Конфликтные ситуации между людьми бывают сугубо личностные и профессиональные. Однако зачастую профессиональные конфликты вырастают из личностных либо переходят в итоге к сведению личных счетов.
Хотя часто в конфликте сталкиваются отдельные лица, они могут являться представителями и выразителями позиций целых групп и организаций. Вот здесь есть один принципиально важный момент. Каждый из участников конфликтной ситуации обладает неким количеством возможностей для победы. Кто же будет сильнее в конфликтной ситуации?
Если Вы - не боец-одиночка, а объединились в некую группу (например, группа соседей, сотрудников, родителей учеников), то авторитет группы будет обладать большей силой в противостоянии с одним индивидуумом. Соответственно, если один человек находится в конфликте с группой людей, объединенных одним интересом, пусть даже эта группа будет небольшой, скорее всего, он потерпит поражение.
Но если индивидууму удастся каким-то образом привлечь на свою сторону часть противостоящей группы, то группа расколется и изменится состав участников конфликта: это будет уже не отдельный человек против группы, а два равновесных участника, две группы. Таким образом, силы будут равны.
Понятно, что еще большей силой обладают структуры, в которые собираются отдельные группы, объединенные одной целью.
Какая же структура обладает самой большой силой в конфликтной ситуации? Это - общественные институты, выступающие от имени государства и на основе закона. Отдельный индивидуум, вступивший в конфликт с законом, должен будет ему подчиниться. Лицо, обличенное властью - это уже не отдельный индивидуум - участник конфликта, а представитель государственных, общественных структур.
Здесь Вы можете поспорить и задать логичный вопрос: "если государство, закон обладают самой большой силой в конфликтном противостоянии, то как же получается, что в результате революций и переворотов в разных странах отдельная группа заангажированных и недальновидных людей оказывается "сильнее" и свергает действующие правительства?". В таком исходе конфликта существует несколько моментов. Во-первых, агрессивное меньшинство идет на обман и декларирует свое тождество со "всем народом", интересы которого оно защищает. Во-вторых, важной частью технологии является последовательное раскалывание общества и его руководства изнутри. Внутренний раскол в обществе создает конфликтную ситуацию, то самое "разделяй - и властвуй". Кроме того, используется еще один эффективный "инструмент" достижения нечистоплотных целей: дискредитация оппонентов, очернение. Люди не склонны доверять тем, кто в чем-то дискредитировал себя. И главное: акторы цветных революций - только руки, исполнители, действующие в интересах глобальных, надгосударственных структур. Интересно заметить, что законы развития конфликта одинаковы "как в малом, так и в большом".
Сама по себе конфликтная ситуация может существовать достаточно долго и ее участники могут вполне приспособиться и жить в ней: "не бывает же все идеально...", "я ее терплю, потому что...", "кто знает, может, иначе будет еще хуже..."
Чтобы конфликт произошел, оппоненты должны предпринимать какие-то действия, направленные на достижение цели. Такие действия назовем инцидентом.
Следовательно, конфликт - это конфликтная ситуация + инцидент.
Инцидент может возникнуть по инициативе участников конфликта, а может возникнуть и по независящим от них объективным обстоятельствам. От этого зависит способ выхода из конфликта.
Полезная статья? Жми лайк в поддержку автора!
Получается ли у вас разрешать конфликты?
Юмор - отличный способ разрядить атмосферу: