Как 65 лет назад «Москвич-402» почти догнал мировой автопром

Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) начал работу с выпуска в 1947 году автомобиля, который уже на момент своего рождения отставал от мирового уровня на целое десятилетие. Ведь ни для кого не секрет, что «Москвич-400-420» являл собой «цельнотянутую» копию Opel Kadett образца 1938 года.

«Москвич-400-420» – стартовая модель завода МЗМА
«Москвич-400-420» – стартовая модель завода МЗМА

Однако то, что произошло уже в следующей пятилетке, можно назвать настоящей революцией. Пусть и при помощи коллег по отрасли, на совсем молодом заводе реально смогли разработать, испытать и подготовить к производству совершенно новую модель легкового автомобиля, которая по большинству потребительских качеств смогла очень близко подойти к лучшим представителям европейского автопрома того времени. А по некоторым качествам советский «Москвич-402» оказался даже впереди иномарок. Сегодня просто невозможно представить себе столь стремительный прогресс, а в то время нашим согражданам это «чудо» оказалось вполне по силам.

Серийный «Москвич-402» 1956 года выпуска
Серийный «Москвич-402» 1956 года выпуска

Сколь велик на самом деле был этот прогресс, легко понять, просто сравнив конструкцию двух «Москвичей», сменивших друг друга на конвейере в 1956 году: ушедшего 401-420 (модернизированная версия первой «четырехсотки») и пришедшего 402-425. Подробному сопоставлению этих машин и будет посвящена данная статья. Читая её, просто попробуйте оценить новый «Москвич» с позиции владельца «Москвича» прежней модели – а все необходимые материалы для сравнения и оценки я вам сейчас предоставлю.

Сегодня легковые автомобили разрабатываются в первую очередь под запросы рынка и ожидания потребителей. А соответствующие задачи перед конструкторами формулируют маркетологи, которые эти самые запросы потребителей внимательно «прощупывают». Так вот, на МЗМА, не зная даже такого слова, как «маркетолог», к проектированию нового «Москвича» в начале 1950-х подошли ровно с той же самой стороны: собрали отзывы «целевой аудитории» (владельцев «Москвичей» первой модели) о том, что бы они хотели изменить в своих машинах. Из 20 наиболее часто повторяющихся пожеланий был сформирован список, который и стал своего рода «техзаданием» для конструкторов. Главные претензии сводились к необходимости увеличить размеры салона. Для этого общая компоновка автомобиля была пересмотрена: силовой агрегат смещен вперед относительно передней оси, а вместе с ним продвинуто вперед пассажирское помещение. Благодаря этому заднее сиденье перестало быть зажатым колесными арками. Колею колес также увеличили, а среднюю часть основания кузова – понизили. В результате ширина заднего сиденья выросла сразу на 26,5 см, а над головами пассажиров появилась дополнительная пара сантиметров пространства.

Панель приборов и передние сиденья серийного «Москвича-402»
Панель приборов и передние сиденья серийного «Москвича-402»

Кто хоть раз ездил на первых «Москвичах», знает, насколько условный у них багажник: он располагается позади спинки заднего сиденья прямо в салоне, доступа с улицы к нему нет. Для модели 402-425 впервые в СССР спроектировали и освоили в производстве кузов, который мы сегодня знаем как классический трехобъемный седан: с выступающим сзади багажником, доступ в который открывается с улицы поднимающейся вверх крышкой. Причем замок его управлялся дистанционно из салона при помощи тросового привода. Запасное колесо, соответственно, переехало с улицы в более защищенное место в багажнике.

Доступ в багажник теперь осуществлялся с улицы, а запасное колесо крепилось внутри возле правой стенки
Доступ в багажник теперь осуществлялся с улицы, а запасное колесо крепилось внутри возле правой стенки

Первые «Москвичи» плохо переносили разбитые дороги: подвеску пробивало, кузов сильно раскачивался. Исправили это разработкой совершенно новой бесшкворневой пружинной передней подвески с телескопическими амортизаторами и стабилизатором. Сзади подвеска осталась рессорной, но сами рессоры получили прогрессивную характеристику: листы № 8 и 9 были толще остальных и включались в работу только при движении автомобиля с полной нагрузкой. А задние амортизаторы, естественно, тоже стали телескопическими, причем для более эффективной работы их расположили наклонно в плоскости колебаний моста. Дополнительное повышение плавности хода дало применение более эластичных шин: при сохранении наружного диаметра их ширина профиля увеличилась, а посадочный диаметр уменьшился на дюйм. Попутно это обстоятельство добавило автомобилю проходимости, ведь удельное давление на грунт у новых колес оказалось меньше, а дорожный просвет (200 мм) не поменялся.

Полностью собранная новая передняя подвеска вместе с установленным на ее балку двигателем
Полностью собранная новая передняя подвеска вместе с установленным на ее балку двигателем

Сразу несколько пожеланий касались оборудования салона. В соответствии с ними в машине появились отопитель, радиоприемник и крючки для одежды. Спинки переднего сиденья стало возможным разложить, организовав два спальных места. Контрольные приборы дополнили амперметром и указателем температуры двигателя (внедрение последнего стало особенно актуальным в связи с установкой перед радиатором жалюзи, которые управлялись с места водителя). Причем все приборы скомпоновали в отдельный щиток, который крепился к панели винтами и при необходимости легко снимался для замены ламп или ремонта любого элемента. В соответствии с новыми требованиями в машине появились указатели поворотов. А еще на старых «Москвичах» стояли очень слабенькие фары, едва освещавшие дорогу. На новой модели силу света фар увеличили вдвое. Наряду с появлением других новых потребителей энергии это потребовало перевода бортсети на 12-вольтовое напряжение. А побочным положительным эффектом от повышения напряжения стало улучшение холодного пуска двигателя.

В салоне теперь стало возможным организовать спальные места
В салоне теперь стало возможным организовать спальные места

Полностью поменяли конструкцию дверных замков: наружные ручки стали неподвижными, но снабженными кнопками для открывания, причем запирался теперь автомобиль ключом со стороны водительской двери, а замки остальных дверей блокировались изнутри. Замки и ручки такой конструкции будут применяться на автомобилях «Москвич» до конца 1975 года, пока на «Москвичах» новой модели 2140 завод не перейдет на наружные ручки клавишного типа. Еще одно решение, которое станет классическим для «Москвичей» на долгие годы, касалось размещения заправочной горловины бензобака в центральной части задней панели кузова за откидным лючком, который блокировался при захлопывании крышки багажника: это было отличной защитой от несанкционированного слива бензина. А еще на 400-й и 401-й модели быстро отклеивалась обивка потолка, поэтому теперь конструкторы вместо приклейки обивочной ткани применили ее фиксацию на проволочных держателях. То есть, говоря сегодняшним языком, потолок стал подвесным

Отопитель, радиоприемник, закрытый «бардачок», пепельница, зеркало заднего вида, резиновые напольные коврики, откидные спинки сидений, электрический стартер, рычаг КП на рулевой колонке, запираемый на ключ салон, дистанционный привод замка багажника, поворотные форточки… По тем временам «Москвич» по набору оборудования был весьма продвинутой машиной!
Отопитель, радиоприемник, закрытый «бардачок», пепельница, зеркало заднего вида, резиновые напольные коврики, откидные спинки сидений, электрический стартер, рычаг КП на рулевой колонке, запираемый на ключ салон, дистанционный привод замка багажника, поворотные форточки… По тем временам «Москвич» по набору оборудования был весьма продвинутой машиной!

Первые «Москвичи» на грунтовых дорогах превращались в настоящие пылесосы, почти не имея защиты от проникновения пыли. Поэтому «по просьбе трудящихся» завод ввел на модели 402-425 двойные резиновые уплотнители дверных проемов и несъемные оконные рамки. Пыль, конечно, прекрасно находила отверстия в салон и на новой машине – например, через отверстия в полу под педали, – но уже не в таких ужасных количествах. (Еще через несколько лет завод ликвидирует и эти отверстия в полу, перейдя на подвесные педали). Если старый «Москвич» застревал в грязи, то его эвакуация при помощи другого автомобиля превращалась в проблему: куда цеплять трос?! Поэтому теперь в передней части кузова сразу предусмотрели буксирные проушины. А еще новый «Москвич» стало значительно удобнее домкратить: к нему стал прилагаться более надежный домкрат, а под основанием кузова появились специальные поддомкратники, позволявшие поднимать каждое колесо по отдельности.

Некоторые «Москвичи-402» имели двухцветную окраску (фото А.Новикова)
Некоторые «Москвичи-402» имели двухцветную окраску (фото А.Новикова)

Также при эксплуатации на пыльных дорогах владельцы «Москвичей» сталкивались с быстрым износом цилиндро-поршневой группы. По этой причине вопросу качества очистки воздуха, поступающего в двигатель, конструкторам теперь пришлось уделить повышенное внимание. Результатом стала разработка нового инерционно-контактного фильтра с масляной ванной. Кроме улучшения качества очистки поступающего в цилиндры воздуха этот фильтр еще и заметно снизил шум всасывания. Да и в обслуживании, которое сводилось к чистке капронового фильтрующего элемента и замене масла, он был весьма прост.

Моторный отсек серийного «Москвича-402»
Моторный отсек серийного «Москвича-402»

Сам мотор, примененный на «Москвиче-402», представлял собой модернизированную версию прежнего нижнеклапанного агрегата от «Москвича-401». Освоить одновременно и новый кузов, и новую ходовую часть, и новый силовой агрегат заводу было трудно, да и финансирование под это требовалось существенное. Поэтому было решено на первом этапе внедрить в производство собственно новую «платформу», а двигатель и коробку передач пока принципиально не менять, лишь модернизировав их в рамках существующих технологических возможностей и подтянув тем самым технический уровень машины до современных стандартов. Если на «Москвиче-401» мотор развивал 26 сил, то для модели 402 его удалось форсировать сразу на треть! Для этого на 4,5 мм увеличили диаметр цилиндров (объем вырос с 1,07 до 1,22 л), поставили более прочный коленвал с увеличенным диаметром шеек и новую головку блока цилиндров с оптимизированной формой камеры сгорания, увеличили диаметр впускных каналов в блоке цилиндров. А для устранения детонации ввели вакуумный регулятор опережения зажигания. Как итог – улучшение наполнения цилиндров горючей смесью вместе с повышением степени сжатия с 6,2 до 6,7 позволили «снять» с модернизированного двигателя уже 35 сил. При этом его по-прежнему можно было выпускать на прежних автоматических поточных линиях.

Модель 402 явно отличалась от последующих модернизированных седанов 407 и 403 очень скромным декоративным оформлением кузова: например, на боковинах еще совершенно отсутствовали продольные декоративные молдинги
Модель 402 явно отличалась от последующих модернизированных седанов 407 и 403 очень скромным декоративным оформлением кузова: например, на боковинах еще совершенно отсутствовали продольные декоративные молдинги

Вместе с двигателем заодно модернизировали и трансмиссию. Плавность включения сцепления улучшили за счет изменения конструкции ведомого диска, а его вентиляцию – за счет введения дополнительных окон в картере. Коробка передач получила в задней части удлинитель, применение которого дало два преимущества: уменьшилась длина карданного вала (а вместе с ней и вибрации карданной передачи на высоких скоростях), стало более технологичным соединение кардана и коробки (скользящее шлицевое вместо фланцевого, с уменьшенной трудоемкостью монтажа). Наконец, задний мост, помимо увеличения ширины, получил более надежный дифференциал и полуоси фланцевого типа. Из других технических нововведений можно отметить совершенно новый рулевой механизм (более надежный и легкий в управлении) и существенно более эффективные тормоза с двумя рабочими цилиндрами на каждом переднем колесе и самозаклинивающимися колодками,

«Москвич-402» самых первых выпусков на улице в Москве в 1956 году (фото О.Федулова)
«Москвич-402» самых первых выпусков на улице в Москве в 1956 году (фото О.Федулова)

Как восприняли новинку водители того времени? Чтобы представить ту пропасть, которая пролегала между «Москвичами» старой и новой модели, уместно будет воспользоваться аналогией с более привычными нам машинами. Так вот, если «Москвич-400» представить себе «Жигулями» первой модели, то «Москвич-401» с модернизированным двигателем можно будет принять за ВАЗ-21011, а новый «Москвич-402» будет уже не «Жигулями» следующих моделей и даже не «восьмеркой», а сразу «десяткой». Не меньше. И это касается не только не только потребительских свойств автомобиля или соответствия его конструкции современному техническому уровню. Огромный рывок был сделан в отношении повышения технологичности производства машины. Но главное, новый «Москвич» с полным правом стало возможным поставить в один ряд с современными европейскими «малолитражками». Тому, как «Москвич-402» смотрелся на их фоне, посвящена следующая статья!

Напоминаем, что за обновлениями на нашем канале можно следить в Telegram или в профильной группе в Facebook.

машинаАвтомобильный канал, где Вы найдете то, что не прочитаете больше нигде. Наши авторы - люди, много лет профессионально занимающиеся автомобильной историей, испытаниями самой разной автомобильной техники и реставрацией. По вопросам сотрудничества пишите: mmariyazen@yandex.ru
39,2K подписчиков