Найти тему

The Who: музыкальная история 1964 - 1978 годов - часть 3

Оглавление

Продолжаем изучать длинную и совсем непростую дискографию The Who.

Substitute (1966)

Этот вышедший 4-го марта неальбомный сингл стал первым в 1966-м у The Who. Вдохновением для Пита Таунсенда стали строчки из грустной песни "The Tracks Of My Tears" американцев Smokey Robinson And The Miracles:

"Although she may be cute

She's just a substitute"

В русском переводе и контексте песни:

"Может быть ее и можно назвать милашкой

Но она просто твоя замена".

Текст Таунсенда же, хотя и также написан от лица мужчины, но рассказывает уже о себе как о замене другого человека. Рифф в куплете песни был позаимствован из "Where Is My Girl" команды Robb Storme And The Whispers.

В Великобритании сингл вышел на лейбле Reaction, принадлежавшего крупному деятелю британского шоу-бизнеса австралийского происхождения Роберту Стигвуду.

Сменой звукозаписывающей компании группа и ее тогдашний менеджмент хотели "отделаться" от продюсера Шэла Талми. Он предполагал выпустить сингл с "Circles" и "Instant Party Mixture", но The Who специально нарушили условия контракта, выпустив "Substitute" (записанный 12 февраля) с перезаписанной версией "Circles", на части тиража одна была названа "Instant Party", что было частью стратегического плана "освобождения" группы из "плена" продюсера.

Талми ожидаемо подал на группу в суд (чего и добивались выходом "Substitute") - группа же надеялась, что судебным решением будет прекращена продажа только части тиража "Circles", а копии с переименованным бисайдом "Instant Party" останутся в продаже. Но The Who вообще запретили заниматься коммерческой студийной деятельностью до конца разбирательства, и все экземпляры сняли с продажи, по одной из версий, только предзаказов на "Substitute" было более 35 000, а когда сингл попал в чарты количество выросло до 50 000 копий.

По этой причине во многих странах, в том числе США, а позднее и в самой Великобритании, сингл вышел с бисайдом "Waltz For A Pig", инструментальной композицией, которая не имела никакого отношения к The Who, а была записана командой The Graham Bond Organisation (в ней до Cream играли Джинджер Бейкер и Джек Брюс). Как считается, она была куплена за 300 фунтов (порядка 560 000 рублей на данный момент), чтобы обойти запрет, наложенной на The Who и выпустить семидюймовку. Ее исполнителями на лейбле значились The Who Orchestra.

Песня достойно выступила в британском чарте, заняв пятую строчку, возможно, что могла бы и подняться выше, если бы не судебные разбирательства.

Американский вариант сингла, появившейся на месяц позже, 5-го апреля, включал другую версию вокальной партии, также из нее был вырезан второй куплет и припев, а строчка “I look all white but my dad was black” ("я выгляжу полностью белым, но мой отец был черным") изменилась на "I try walking forward but my feet walk back" ("Я пытаюсь идти вперед, но мои ноги шагают назад". Но и в этот раз американский рынок не заметил The Who, как и предыдущие их синглы, "Substitute" даже не попал в чарт, в этот раз сингл выпускал лейбл Atco.

Smokey Robinson And The Miracles - "The Tracks Of My Tears"

Robb Storme And The Whispers - "Where Is My Girl"

Американская версия сингла

Если оценивать сингл, то, конечно же, сочетание "Substitute"/ "Circles" будут крутейшим, бисайд вообще один из самых лучших психоделических треков у группы, а вот "Waltz For A Pig" вряд ли вообще можно назвать серьезным треком для The Who. Материал с сорокопятки можно найти на сборнике группы Maximum As & Bs.

Оценка: 8/10

Буквально через несколько дней после "Substitute" в продаже появился очередной сингл группы - "A Legal Matter". Однако он был выпущен лейблом Decca без одобрения группы, после того, как продюсер Шэл Талми узнал о новом релизе группы, записанном без его участия. И если заглавный трек был взят с альбома My Generation, то бисайд, "Instant Party" (он же "Circles"), группа записала 12 и 13 января 1966 года, вместе с "Instant Party Mixture", которую планировалось разместить на оборотной стороне так и не увидевшего свет сингла "Circles". Если рассматривать название песни в контексте судебных разбирательств, то оно получилось очень актуальным - "Правовой вопрос".

Кстати, одновременно с версиями The Who свой кавер выпустили и другие британцы, The Fleur de Lys (и получилось это у них отлично!), одним из продюсеров записи стал тот самый Джимми Пейдж.

Хотя этим релизом лейбл старался "испортить" продажи "Substitute", в реальности это не получилось, "A Legal Matter" достиг только 32-го места в Великобритании, а в США его даже и не выпустили.

Предполагавшийся вариант сингла "Circles" / "Instant Party Mixture"

Кавер-версия The Fleur de Lys

И хотя обе песни были записаны буквально с разницей в пару месяцев - различие в звучание огромное, поэтому ему нельзя поставить высокую оценку. Треки с этого релиза были выпущены на Maximum As & Bs, в том числе там можно найти и невыпущенный сингл "Circles".

Оценка: 6/10

The Kids Are Alright (1966)

Этот сингл сначала вышел в США (в июле), а уже потом в Великобритании (в августе). И заглавный трек, и бисайды ("A Legal Matter" - для американского рынка, "The Ox" - для британского) были взяты с альбома My Generation. Для Северной Америки сделали укороченную версию трека, вырезав часть инструментальной секции. Позиция в американском чарте вновь оказалась совсем низкой (106-я), но и в Великобритании дела у него были не намного лучше - 41-е место. Хотя это можно и объяснить тем, что в те годы развитие музыки шло настолько стремительно, что записанные полгода назад треки оказывались не актуальными.

Понятно, что обе песни были очень хороши в контексте 1965 года, но для 1966 года того уровня уже было недостаточно, чтобы выделяться среди других синглов. Заглавная песни и обе с оборотной стороны пластинки попали на сборник Maximum As & Bs в моно.

Оценка: 6/10

The Creation - незаслуженно забытые крутаны 60-х

Шэл Талми - американский продюсер, сделавший британский рок

The Who: музыкальная история - 1964 - 1978 годы: №1, №2, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14