Имя американца Шэла Талми, наверное, знакомо не всем, но его продюсерские работы слышали многие, например, "My Generation" The Who или "You Really Got Me" The Kinks. Он успел поработать с молодым Дэвидом Боуи и другими легендарными британцами.
Талми разделял продюсеров на два типа: те, кто записывают музыкантов так, как сами представляют нужным, и те, кто улучшает то, что делают исполнители. Себя он, конечно, причислял ко второй категории.
Американец родился 11-го августа 1937 года в Чикаго, уже в 13 лет он стал участником детской ТВ-викторине Quiz Kids, в то время, по его словам, он и захотел быть в шоу-бизнесе. Шэлдон (это было его полное имя) окончил школу в районе Фэрфакс Лос-Анджелеса, ее выпускниками в разное время становились Фил Спектор, гитарист Guns N' Roses Слэш и все четыре музыканта первого состава Red Hot Chili Peppers, а актриса Деми Мур в ней не доучилась.
Свою карьеру в звукозаписи Талми начал в лос-анджелесской Conway Studios, где он после окончания студийных сессий мог экспериментировать, например, с расстановкой микрофонов, чтобы улучшить звучание инструментов.
Летом 1962-го Шэл отправляется в Великобританию на, как он думал сначала, месячные европейские каникулы. Чтобы заработать каких-то денег, он предлагает свои услуги лейблу Decca, на этой встрече он поставил пару совсем свежих американских хитов, "Music in the Air" Лу Роулса и "Surfin' Safari" The Beach Boys, выдав их за своих работы. И это были не покупные синглы, а записанные прямо в студии пластинки (так называемые acetates, они делались именно для внутреннего использования в звукозаписывающих компаниях), которые Талми дал его друг из Capitol Records. Реакция босса Decca была очень простой: "Выходи на следующей неделе". При этом американец, даже работая на Decca, позиционировал себя как "независимого", получая оплату не только за студийную деятельность, но и отчисления от продаж.
Как продюсер утверждал в одном из своих интервью, после возвращения в сентябре 1963-го в Штаты он почувствовал весь потенциал английской музыки, и ему нужно было 5000 долларов (1000 за The Beatles, 500 за The Rolling Stones и по 100 за всех остальных), чтобы получить права на записи всех британских групп того времени для американского рынка. Но такой суммы у него не было, а те, у кого она была, в Талми не поверили.
Серьезный успех пришел к нему с The Kinks уже после возвращения в Англию. Они были подписаны лейблом Pye, главу которого Луи Бенджамина продюсер называл своим самым не любимым человеком в музыкальном бизнесе. Оба дебютных сингла британцев не стали хитами, и Pye пригрозил разорвать с ними контракт, если третий не станет успешным. Первый вариант "You Really Got Me", записанный в Pye Studios, не понравился лидеру Рэю Дэвису, но звукозаписывающая компания отказалась финансировать еще одну сессию. Талми смог решить вопрос, организовав запись в независимой студии IBC. Песня не только пробилась на верхнюю строчку британского чарта, но и послужила образцом звучания для многих рок-музыкантов, не только в Великобритании, но и в США.
Всего с The Kinks у продюсера было три хита №1 на них родине, кроме "You Really Got Me" еще "Tired Of Waiting For You" и "Sunny Afternoon". Три полноформатных студийных диска группы, записанных под руководством американца, попали в британский ТОП-10. Правда, Рэю Дэвису не очень понравился его подход ко второй пластинке, он высказался об этом следующим образом: "Ее нужно было делать немного тщательнее. Думаю, что Шэл Талми зашел слишком далеко, оставив ее сыроватой...Песни на ней были лучше, чем на первой, но воплощение не было правильным. Она была поспешно издана".
Сотрудничество с The Who у продюсера получилось не столь удачным, но запоминающимся, да и позже сделало его обеспеченным в плане финансов. С ними Талми записал один из их самых запоминающихся треков, "My Generation" (второе место в Великобритании), и одноименный дебютный альбом (пятая строчка британского чарта). А потом группа решила от него избавиться, специально нарушив условия контракта, в в ответ американец подал на них в суд, в итоге стороны заключили внесудебное соглашение, по которому The Who получали "творческую свободу" от продюсера, а он 5% от продаж всех их пластинок следующие пять лет. Одного из менеджеров команды, Кита Ламберта, Талми считал настоящим безумцем: "если бы он не работал в музыкальном бизнесе, то его должны были бы запереть. Проблема была в огромном эго и паранойе".
В 1965-м продюсер записывает несколько треков с совсем молодым Дэвидом Боуи, известным тогда еще как Дейви Джонс, но популярными они не становятся.
Англичан The Creation американец не только продюсировал, но и выпускал на свое лейбле Planet, но, к сожалению, на родине они не стали популярны в отличие от континентальной Европы. Да и Planet не стал прибыльным из-за неудачной сделки по дистрибуции со звукозаписывающей компанией Philips.
О группе Manfred Mann, с которой были записаны не только три сингла, но и альбом As Is 1966 года, Талми говорил, что они были очень образованными и с ними было очень весело работать.
Песня "Friday On My Mind" австралийцев The Easybeats оказался их самой успешной в Великобритании, заняв шестое место в местном чарте. Ее саунд тоже принадлежит американцу.
Хит №1 в Великобритании 1969-го "(If Paradise Is) Half As Nice" продюсеру удалось записать с командой Amen Corner, песня в оригинале была написана на итальянском языке, текст был переведен для англоязычных исполнителей, а музыка Лучио Баттисти осталась.
Британец Рой Харпер поработал над двумя своими пластинками вместе с Талми в 1967-1968-м, а целых три студийных диска в 1968-1969-м американец записал с фолк-рок группой Pentangle.
К середине 70-х объем музыкальной деятельности Талми упал, он стал пробовать себя в других сферах, например, кино и книжном бизнесе. Но все же релизы с его именем в качестве продюсера продолжали выходить. Он попробовал записывать даже английских панков из The Damned, с его участием был издан сингл "Stretcher Case Baby" 1977 го. В Штаты он вернулся в 1979-м, и потом лишь изредка занимался основной деятельностью.
И даже в 83 года Шэл продолжает продюсировать - в 2020-м он сотрудничал с проектом Strangers In A Strange Land.
Другие интересные публикации:
The Who: дискография - 1964 - 1978 годы - №1, №2, №3, №4, №5
12 лучших синглов Фила Спектора в качестве продюсера
Лучио Баттисти - в Италии этого музыканта знают все, познакомьтесь с ним и вы...
Кэрол Кей - легендарная басистка, которую слышали все, но большинство даже не знает ее имени