Найти тему
Светлана Горячева

Секреты старых мастеров: натюрморт в голландском стиле шаг за шагом

Розы, сливы, наутилус и серебряное блюдо.
Розы, сливы, наутилус и серебряное блюдо.

Главное, что нужно понимать для начала - классическая живопись маслом - это многослойная живопись. Изображение проявляется на холсте постепенно, слой за слоем, начиная с теней. Тени по возможности оставляются прозрачными. Чем больше прозрачных слоёв краски, тем сильнее эффект глубины, который мы наблюдаем в работах старых мастеров. Освещённые участки, напротив, пишутся рельефно и непрозрачно. За счёт этого контраста возникает своеобразный 3D-эффект, недостижимый в любом другом виде живописи. Конечно, всю технологию мастеров прошлого воспроизвести не удастся, да это и не нужно обычно современному живописцу. Однако знать основные принципы очень полезно. И основное тут - межслойная обработка. Каждый слой краски высушивается и непосредственно перед дальнейшей работой покрывается ретушным лаком. Так краски не будут жухнуть, сохранят яркость и блеск. Писать по лаку приятно, кисть лучше скользит и лучше ложится краска. А ещё лак улучшает адгезию, сцепление слоёв.

1. Свободный набросок кистью, переходящий в подмалёвок. Сразу задаются тоновые отношения: какой предмет даёт тёмный силуэт на светлом фоне, а какой наоборот.
1. Свободный набросок кистью, переходящий в подмалёвок. Сразу задаются тоновые отношения: какой предмет даёт тёмный силуэт на светлом фоне, а какой наоборот.
2. Намечаем света на букетике. Небольшой и несложный натюрморт порой сочиняется на ходу, в процессе работы. Здесь вначале планировался высокий прозрачный бокал (его призрачный силуэт немного заметен), но потом его заменил кубок-наутилус.
2. Намечаем света на букетике. Небольшой и несложный натюрморт порой сочиняется на ходу, в процессе работы. Здесь вначале планировался высокий прозрачный бокал (его призрачный силуэт немного заметен), но потом его заменил кубок-наутилус.
3. Продолжаем набирать тёмные глубины пространства, чтобы лучше оттенить яркий блеск металла.
3. Продолжаем набирать тёмные глубины пространства, чтобы лучше оттенить яркий блеск металла.

4. По очереди прописываем детали.
4. По очереди прописываем детали.
5. Орнамент на блюде пишем, когда намечена форма, найдены большой свет и большая тень. Работа ведётся от общего к частному, от больших элементов к более мелким.
5. Орнамент на блюде пишем, когда намечена форма, найдены большой свет и большая тень. Работа ведётся от общего к частному, от больших элементов к более мелким.
6. Там, где серебряные завитушки на блюде подходят к предметам, расположенным ближе к зрителю, они теряют свою чёткость, оказываются будто "не в фокусе". Так блюдо уйдёт за кубок и букетик.
6. Там, где серебряные завитушки на блюде подходят к предметам, расположенным ближе к зрителю, они теряют свою чёткость, оказываются будто "не в фокусе". Так блюдо уйдёт за кубок и букетик.
7. Добавляем сливы на столе, пишем свет на белой скатерти.
7. Добавляем сливы на столе, пишем свет на белой скатерти.
8. Когда пишем блестящий металл, большую роль играет разнообразный характер касаний красочных пятен. В тенях наблюдаем и делаем мягкие переливы цвета. Пятнышки мелких бликов имеют чёткие жёсткие очертания, напоминая порой россыпь бусинок. Однако самые яркие блики можно несколько смазать, чтобы свет вышел за пределы очертаний предмета - так металл "засияет".
8. Когда пишем блестящий металл, большую роль играет разнообразный характер касаний красочных пятен. В тенях наблюдаем и делаем мягкие переливы цвета. Пятнышки мелких бликов имеют чёткие жёсткие очертания, напоминая порой россыпь бусинок. Однако самые яркие блики можно несколько смазать, чтобы свет вышел за пределы очертаний предмета - так металл "засияет".
9. Голубоватое сияние металла распространяется на тёмный фон, на мелкие веточки и бутоны роз. Это даёт ощущение воздуха. Эффектный приём, но немного из другой эпохи, из арсенала импрессионистов. Старые мастера его не использовали. А нам можно)
9. Голубоватое сияние металла распространяется на тёмный фон, на мелкие веточки и бутоны роз. Это даёт ощущение воздуха. Эффектный приём, но немного из другой эпохи, из арсенала импрессионистов. Старые мастера его не использовали. А нам можно)

Подробно про похожую работу можно посмотреть здесь:

https://zen.yandex.ru/media/id/5e8e0ff4c5cccb2cb36778cd/natiurmort-s-serebrianym-podnosom--kak-eto-sdelano-5ec0eb0138e7d258172a618c

И здесь:

https://zen.yandex.ru/media/id/5e8e0ff4c5cccb2cb36778cd/kak-ia-pisala-natiurmort-s-serebrianym-kubkom-5ecccb4eac8c13619bda6062

Надеюсь, эти "раскладушки" кому-нибудь будут полезны)