Всем привет!
Этот канал я начал вести совсем недавно и тема такси оказалась достаточно спорна и обсуждаема.
Все говорят, что в такси сейчас делать нечего, это не выгодно, ну разве что на своем автомобиле.
Не могу сказать, что у меня прямо такой большой опыт в такси, но есть в активе опыт жизненный: и собственный бизнес, и много лет работы в крупных структурированных компаниях.
Сам я достаточно плотно занимался анализом этого вопроса. Сейчас постараюсь дать свои выводы и всю математику на тему: "Что выбрать для работы в такси, аренду или свой автомобиль?"
Категории таксистов
Есть два типа людей, перед кем стоит этот выбор. Доводы для каждой из этих категорий будут в чем-то совпадать и различаться.
Первая категория - новички. Как правило, по каким-то причинам человек решает работать в такси. В интернете много рекламы и у новичков складывается впечатление, что здесь ты сам себе хозяин, работать можешь когда хочешь, при этом будешь зарабатывать 60-80-10-120 тысяч в месяц.
Вторая категория - бывалые таксисты. Это люди, которые уже научились работать и им надоело платить аренду или работать как бы в штате за условные 50/50, то есть "работать на дядю".
Работа на своей машине
Те у кого есть свой автомобиль могут сразу начать его обклеивать. получать лицензию, оформлять ИП и начинать работать. А то и вовсе под это дело покупают новую машину, да еще в кредит.
Плюсы кажутся очевидными, раз машина своя, то получится минимизировать расходы и увеличить свой доход, не нужно кормить парки. У тебя нет аренды, ты психологически легче себя чувствуешь. Платеж по кредиту меньше, чем аренда.
Какие минусы и риски. Может получиться так, что вам эта работа не понравится и не подойдет. А вы уже купили автомобиль и повесили себе на шею кредит, который нужно выплачивать в любом случае. Если машину придется продать, то уже с потерей стоимости, нужно будет откатывать назад все лицензии, расклеивать ее.
Если работа подходит, то вы должны помнить, что имея свою машину, вы по сути имеете два вида бизнеса, заработок на аренде и заработок в такси. То есть вам нужно платить самому себе за аренду этого автомобиля.
Как арендодатель вы должны просчитывать все риски и все расходы на содержание, обслуживание автомобиля и его последующую своевременную замену. Политические и экономические риски, прогнозировать развитие этого бизнеса в будущем.
Вам нужно построить финансовую модель, как будете распределять по статьям расходов поступающие от самого себя деньги за аренду. На выплату по кредиту или лизингу, страховки, налоги, ТО, зимнюю резину, накопления на потерю стоимости нынешнего и подорожание в цене будущего автомобиля.
Вы должны понимать, что автомобиль - это средство повышенной опасности. Если произойдет ДТП, то сократятся поступления, автомобиль перестанет приносить доход во время ремонта, плюс увеличатся расходы, его необходимо будет ремонтировать.
На этот случай должен быть создан довольно серьезный денежный резерв. Обычно ИП-шникам банки дают кредиты очень не охотно.
Плюс к этому вторая ваша личность - таксист, должна будет думать о том, как и в какое время работать, какую сумму необходимо заработать за месяц? Будете ли вы ходить в отпуск? На что будете жить, если сядете на больничный или в связи с ограничительными мероприятиями резко уменьшится количество заказов и ваш заработок упадет?
Работа на аренде
Вместо двух бизнесов остается один. При этом у вас нет средства производства, а значит вам, как и пролетариату, нечего терять, кроме своих цепей.
Не нужны крупные вложения на покупку машины, первоначальный взнос по кредиту, обклейка, лицензии и т.д. Ты можешь брать в аренду машины разного класса. Можешь брать в аренду все время новую машину, каждый год или чаще.
Если заболел или ушел в отпуск, можно сдать машину и не платить аренду. В случае ограничений и снижения заработка, стоимость аренды снизилась почти в два раза.
Машина попала в ДТП, можно взять другую, пока прежняя в ремонте. Если ты оказался виновен, то я встречал варианты и полной ответственности водителя и ограниченная ответственность до 50000 рублей. Смотря как прописан этот момент в договоре. Как правило с водителя все равно нечего взять и на деньги попадает арендодатель.
Если нашел другую работу, просто взял, сдал машину и ты свободен.
Не даром говорят, сколько людей, столько и мнений. На мой личный взгляд, потенциальный финансовый выигрыш от работы на собственном автомобиле не перевешивает возможные риски и дополнительные усилия и трудозатраты, с которыми приходится при этом сталкиваться.
Вы скажите, а как же парки? Для парков это бизнес, который построен на большом количестве машин, льготных условиях лизинга, смены юр. лица если что. Но этим летом мне приходилось наблюдать поля с машинами такси у дилерских центров, которые видимо забрали у разорившихся парков.
Новичкам совет, попробуйте сначала поработать на аренде или в штате. Примерьте на себя, насколько вам подходит эта работа.
И даже на месте бывалого таксиста я бы сто раз подумал, прежде чем принимать решение работать на своем автомобиле. Аренда все-таки дает больше простора для маневра. Основная сложность - найти себе хорошего арендодателя. А это, к сожалению, сейчас тоже большая проблема, как и для арендодателя найти хороших водителей.
Наверняка будут те, кто со мной не согласится, напишите об этом в комментариях. Поспорим.
Если статья понравилась, поставьте лайк! А при желании подписывайтесь на канал, тему такси буду продолжать!