6 ноября исполняется 90 лет со дня запуска завода, который сегодня известен на весь мир под именем АЗЛК. В 1930 году зародился автогигант. Для многих людей он стал центром жизни. Здесь работали целыми трудовыми династиями, находили верных друзей.
Для коллектива ОЭЗ «Технополис «Москва» история АЗЛК имеет особенное значение. Именно на бывшей территории производственных корпусов автозавода сегодня развернулась новая эпоха для инновационных промышленных предприятий. Среди коллектива Технополиса «Москва» работают замечательные специалисты, которые когда-то начинали свой путь в цехах автомобильного завода. Их опыт и вклад в развитие нового проекта вдохновляет молодое поколение на новые подвиги.
Вместе с Михаилом Бернером, старейшим сотрудником ОЭЗ «Технополис «Москва», бывшим главным энергетиком АЗЛК, и в настоящее время советником генерального директора ОЭЗ «Технополис «Москва», узнаем некоторые интересные факты об истории, строительстве производственных корпусов и то том, как была устроена жизнь работников.
«Не гоже, чтобы в центре Москвы росла капуста!»
История автозавода началась в 1930 году. И к 1966 году АЗЛК выпустил 82 374 автомобиля и был известен не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Автомобиль «Москвич» пользовался большой популярностью в Евросоюзе: больше половины произведенных машин отправлялось на экспорт.
В конце ноября 1966 года на завод, приехал Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, чтобы обсудить вопрос увеличения объемов выпуска продукции до 200 тысяч автомобилей в год.
Выпускать такое количество автомобилей на старой территории, Волгоградский проспект д. 32, было не возможно.
Решение пришло неожиданно: директор завода Лев Борисович Васильев предложил построить новые корпуса на заболоченной местности возле деревни Печатники.
"Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин решил осмотреть это место, и кортеж автомобилей остановился на мосту через Курскую железную дорогу Волгоградского проспекта. Картина была неприглядная: не до конца убранная капуста, запустение.
Алексей Николаевич Косыгин сказал: « Не гоже, чтобы в центре Москвы росла капуста. Согласуйте с руководством Москвы", делится Михаил Бернер.
7 июля 1967г. вышло постановление Совета Министерства строительства СССР, в соответствии с которым было утверждено проектное задание на реконструкцию завода, а 9 января 1968г. началось строительство новых корпусов, где сегодня располагается площадка ОЭЗ «Технополис «Москва».
Проект разрабатывала совместно с технологами компании Renault, а потому за основу был взят проект завода, построенный в городе Сандувиль во Франции.
- С площадки стройки, где сейчас располагается производственный корпус №5 и административные здания
- было вывезено 2,5 млн.куб.метров торфа;
- намыто 3 млн. куб. метров песка;
- в основание производственного корпуса №5 забито 10 тыс. железобетонных свай;
- смонтировано свыше 350 000 тонн металлоконструкций.
Государственный акт о вводе в эксплуатацию был подписан 4 ноября 1971г. Всё оборудование, сварочные линии, окрасочные камеры, система толкающих конвейеров, поставляли французские компании, в том числе электрооборудование фирмы Telemecanique, преобразованной в Schneider Electric, которая сегодня является одним из арендаторов промышленных площадей ОЭЗ на бывшей территории автозавода.
Экосистема АЗЛК
Постепенно на территории АЗЛК создали настоящую экосистему, в которой было все необходимое для сотрудников и даже больше.
В составе производственного объединения «Москвич» был строительный трест, который ежегодно строил по 27 000 квадратных метров жилья в год и один детский сад. Дома строились в нескольких районах: в Текстильщиках, Печатниках, Люблино, Щербинке.
К началу 90-х прошлого столетия проблема улучшения жилищных условий на АЗЛК не была острой. Генеральный директор завода Валентин Коломников понимал, что кроме жилья необходимо строить также и объекты социальной инфраструктуры.
"Валентин Коломников был большим патриотом Москвы. Он говорил «всё, что мы построим, будут использовать жители города проживающие в Текстильщиках, Кузьминках, Печатниках и других районах города». И он оказался прав."
Все спортивные объекты проектировались главным архитектором завода, заслуженным архитектором России Юрием Регентовым. Затраты на обслуживание всех объектов взял на себя завод.
В 70-80 десятые годы прошлого столетия были построены:
- стадион с трибунами на 10 000 зрителей
- легкоатлетический манеж с плавательным бассейном
- крытый каток с трибуной на 1 000 зрителей
- теннисный корт
- Дворец Культуры «Москвич».
Город получил прекрасный комплекс для спорта и культурного отдыха. Сотрудники площадки «Технополис «Москва» и Renault, а также жители города активно пользуются этими объектами и сегодня.
Подготовка кадров
Такой большой завод, каким был АЗЛК, постоянно нуждался в высококвалифицированных специалистах, способных обслуживать сложнейшие систем.
"Те, кого направлял отдел кадров, не всегда соответствовали необходимому уровню подготовки. Самым лучшим решением было приобщение к работе на заводе со студенческой скамьи. Совместно с преподавателями Московского энергетического института с кафедры Автоматизированного электропривода мы наладили систему студенческих стажировок с дальнейшим трудоустройством молодых специалистов. Большой вклад в организацию системы подготовки кадров внесли профессора МЭИ Николай Ильинский, Владимир Ключев, Владимир Шевченко."
Производственные площади
Сегодня в административных и производственных корпусах бывшего завода располагаются производства и офисы резидентов и арендаторов ОЭЗ «Технополис «Москва», а также офис управляющей компании. А что здесь было во времена, когда работал автозавод?
Производственный корпус №5
На втором этаже корпуса размещались несколько цехов: цех сварки кузова автомобиля, цех покраски окраски, цех сборки и декоративных гальванопокрытий.
На первом этаже были расположены вспомогательные участки этих цехов, а так же цех сварки отдельных деталей автомобиля, цех, где изготавливали детали интерьера.
На участке «Болгария» был автоматизированный склад хранения автомобильных двигателей, которые получали с уфимского завода. Также здесь шел процесс подготовки автомобилей к отправке в Болгарию. Машины отправляли в разобранном виде по 45 штук в день.
Производственный корпус №24
В корпусе размещался прессовый цех, крупной штамповки, оснащённый прессами ГДР фирмы ЭРФУРТ. Это был один из лучших прессовых цехов Европы. В этом же корпусе размещался цех по изготовлению крупных штампов и пресс-форм.
Корпус №13
Здесь размещались бытовые помещения, столовая для персонала, кабинет руководства цехов, финансовые службы.
«Москвич» покоряет международные гонки
В СССР история ралли как спортивных состязаний зародилась в 1950-е годы. Основным оружием советских раллистов были "Победы" и "Москвичи". Именно в ралли тех лет АЗЛК обкатал свою первую четырехступенчатую коробку передач.
В "Ралли века", как тогда называли марафон "Лондон-Сидней" 1968 года, наряду с известнейшими мировыми производителями участвовала и команда Советского Союза на автомобилях «Москвич-412», которая была единственной добравшейся до финиша без потерь.
Все четыре "Москвича" пересекли финишную черту. И в командном зачете советский экипаж вошел в 5-ку лидеров и занял почетное 4 место.
«Новая территория АЗЛК сохранила своё промышленное назначение»
В настоящее время производственные площади многих советских заводов и фабрик превратились в торговые центры, а в некоторых случаях здания вообще снесены и на их месте построили жилые здания, спортивные сооружения, торгово-развлекательные центры. И только новая территория АЗЛК сохранила своё промышленное назначение. На этой территории размещается АО «Технополис «Москва», а также автомобильный завод французской фирмы Renault. Изменения профиля московской промышленности можно проследить на примере предприятий, размещённых на производственных площадях ОЭЗ «Технополис Москва». Это наукоёмкие предприятия малого и среднего бизнеса, учебные центры, оснащённые современным оборудованием.
Сохраняя теплые воспоминания смотрим в новое будущее московской промышленности
Сегодня в ОЭЗ "Технополис "Москва" работают сотрудники, которые начинали свой трудовой путь на легендарном заводе. Это те специалисты, которые лучше всех знают все инженерные особенности и коммуникации площадки. Проект редевелопмента территории был бы невозможен без их участия и опыта.
Анатолий Гресев
Сейчас: главный администратор Производственного корпуса №5.
Во времена АЗЛК: Начальник прессового цеха.
"Расстроен ли я, что завод закрыли? Конечно, грустно, столько воспоминаний с ним связано, вся жизнь. Но с другой стороны так приятно видеть, что территория оказалась востребована и проведена колоссальная работа по реконструкции. Сегодня здесь кипит жизнь. Столько новых компаний и интересных производств открылось. У людей есть возможность работать. Я очень рад за проект Технополис «Москва». Рад, что работаю здесь. Это мой дом, и я о нем забочусь."
Виктор Грачёв
Сейчас: начальник отдела тепловодоснабжения ЕИС.
Во времена АЗЛК: Заместитель начальника энергоцеха.
"После закрытия завода мне, как и нескольким моим коллегам, предложили остаться и участвовать в создании нового проекта. Ведь мы лучше всех знали все коммуникации, все системы. Я решил рискнуть и остаться. И не пожалел.
С теплым чувством вспоминаю о былых временах, но и сегодня вижу, что работа интересная. Открываю для себя что-тоновое: производства, людей, технологии. До сих пор есть чему учиться и кому передавать опыт."
Александр Абрамейцев
Сейчас: заместитель директора по энергетике.
Во времена АЗЛК : заместитель директора по энергетике.
"У нас были масштабные и интересные праздники в Дворце Культуры. Но самым запоминающимся было празднование Дня Победы. Весь наш коллектив собирался на нашем стадионе, и проходил парад машин производства АЗЛК: от первого КИМа и до последних моделей.
Конечно, приятно вспоминать времена работы АЗЛК, то единение, большую команду. Но радует, что сейчас на бывшей территории завода не спальные районы, а настоящий кластер высокотехнологичных предприятий."
Другие интересные статьи из жизни столичной ОЭЗ читайте на нашем канале.