Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Как на ПАЗе выдают за самый первый автобус коряво сделанный новодел. Покажу в деталях

Павлово-на-Оке довольно скучный городок в 400 километрах от Москвы. Вы вряд ли вообще о нём слышали, если бы не Павловский автобусный завод, выпускающий те самые ПАЗики, которые бегают по дорогам практически каждого российского города.

Как и любой уважающий себя автозавод, перед входом стоит единица ретро-техники. В данном случае - это автобус ПАЗ-651. С него началась история завода.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Гордая надпись на постаменте гласит: "Первый автобус ПАЗ. 5 августа 1952 г."

Автобус действительно выглядит довольно неплохо, сверкая своими бело-синими бортами и черными колесными дисками.

И я тоже готов был им восхищаться, если бы он не стал полнейшим провалом завода, который допустить могли только где-нибудь в Китае (реплики они создавать так и не научились), но никак не в нашей стране.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Каждый, кто хотя бы немного разбирается в советской технике сможет определить досадные промахи, которые совершили сотрудники завода, восстанавливая этот автобус.

Но давайте обо всём по порядку.

История автобуса начинается в 1949 году, когда на Горьковском заводе автобусов началось производство капотного автобуса ГЗА-651 на шасси грузовика ГАЗ-51.

В 1952 году производство в Горьком (ныне Нижний Новгород) свернули, передав его на только что построенный завод в Павлово-на-Оке.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Автобусы получили название ПАЗ-651 и отличались от ГЗА-651 даже внешне (но об этом чуть позже).

Выпуск первых ПАЗиков продолжался до 1961 года, после чего завод переквалифицировали на производство автобусов вагонной компоновки. При этом с 1958 по 1973 год идентичные автобусы изготавливали на КаВЗе.

ПАЗ больше не возвращался к теме капотных автобусов, продолжив тем не менее выпуск автобусов на шасси грузовиков ГАЗ.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Что же всё же не так конкретно с этим экземпляром. Сейчас объясню, а лучше, покажу.

Вот так выглядел настоящий ПАЗ-651:

ПАЗ-651. Фото из архива Ю.Петрова. Автомодельное бюро Игоря Денисовица.
ПАЗ-651. Фото из архива Ю.Петрова. Автомодельное бюро Игоря Денисовица.

А вот выставленный перед проходной завода экспонат примерно с того же ракурса.

Уже заметили главный косяк?

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Первое, что должно было броситься вам в глаза - это размер колесной базы. На выставленном образце она чересчур длинная.

Почему? Есть объяснение.

Этот автобус сделали сотрудники завода в 1998 году. Т.е. это новодел, созданный из того, что удалось найти.

К счастью, сам пассажирский кузов тут оригинальный. Вот только его по какой-то причине поставили на более современное шасси от грузовика ГАЗ-52-04. Вероятно, это то, что удалось найти на задворках завода.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Поэтому пришлось переносить колесные арки на целую оконную секцию назад, коверкая внешний вид автобуса.

Но это еще не всё. ПАЗ-651 отличался от ГЗА-651 (и от грузовика ГАЗ-51, на базе которого он был построен) оригинальной округлой решеткой радиатора и капотом другой формы. Передний бампер тут также был собственный, а под лобовым стеклом располагались дополнительные "поворотники", позаимствованные от ГАЗ-М20 "Победа".

Что же тут? Обычная морда от ГАЗ-51 с плоской решеткой радиатора, стандартный капот, неправильный бампер и "поворотники" под лобовым стеклом непонятного происхождения.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

За основу для создания ПАЗ-651 бралось особое шасси ГАЗ-51И. Оно отличалось более мягкими задними рессорами, четырьмя амортизаторами, устанавливавшимися на переднем и заднем мостах (против двух передних у базовой модели) и удлинённой на 735 мм в задней части рамой.

А еще у ГАЗ-51И не было держателя запасного колеса и буксирного прибора. Кузов был сделан на деревянном каркасе, а тут - полностью металлический.

Посмотрите на фотографию ниже и расстройтесь.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Поймите, я не хочу быть занудой. На самом деле, такой памятник - это лучше, чем ничего.

Но почему бы руководству завода более бережно не относиться к собственной истории? Люди ведь не дураки, они чувствуют фальшь.

Нет, конечно, какая-нибудь бабушка, которая еще ездила на этих автобусах в молодости, примет его за "тот самый", но ведь есть и те, кто разбираются.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Лично мне всегда грустно видеть заколхоженные памятники. Особенно, когда такую неряшливость позволяет себе крупный завод с 70-летней историей.

Так что а-та-та, ПАЗ. Нельзя так делать. И уберите, пожалуйста, мох с водосточных желобков автобуса. Это если вдруг кто-то из руководства завода меня читает.

Кстати, если вы вдруг не осилили много букв моего текста-расследования, то посмотрите коротенький 2-минутный ролик.