Павлово-на-Оке довольно скучный городок в 400 километрах от Москвы. Вы вряд ли вообще о нём слышали, если бы не Павловский автобусный завод, выпускающий те самые ПАЗики, которые бегают по дорогам практически каждого российского города.
Как и любой уважающий себя автозавод, перед входом стоит единица ретро-техники. В данном случае - это автобус ПАЗ-651. С него началась история завода.
Гордая надпись на постаменте гласит: "Первый автобус ПАЗ. 5 августа 1952 г."
Автобус действительно выглядит довольно неплохо, сверкая своими бело-синими бортами и черными колесными дисками.
И я тоже готов был им восхищаться, если бы он не стал полнейшим провалом завода, который допустить могли только где-нибудь в Китае (реплики они создавать так и не научились), но никак не в нашей стране.
Каждый, кто хотя бы немного разбирается в советской технике сможет определить досадные промахи, которые совершили сотрудники завода, восстанавливая этот автобус.
Но давайте обо всём по порядку.
История автобуса начинается в 1949 году, когда на Горьковском заводе автобусов началось производство капотного автобуса ГЗА-651 на шасси грузовика ГАЗ-51.
В 1952 году производство в Горьком (ныне Нижний Новгород) свернули, передав его на только что построенный завод в Павлово-на-Оке.
Автобусы получили название ПАЗ-651 и отличались от ГЗА-651 даже внешне (но об этом чуть позже).
Выпуск первых ПАЗиков продолжался до 1961 года, после чего завод переквалифицировали на производство автобусов вагонной компоновки. При этом с 1958 по 1973 год идентичные автобусы изготавливали на КаВЗе.
ПАЗ больше не возвращался к теме капотных автобусов, продолжив тем не менее выпуск автобусов на шасси грузовиков ГАЗ.
Что же всё же не так конкретно с этим экземпляром. Сейчас объясню, а лучше, покажу.
Вот так выглядел настоящий ПАЗ-651:
А вот выставленный перед проходной завода экспонат примерно с того же ракурса.
Уже заметили главный косяк?
Первое, что должно было броситься вам в глаза - это размер колесной базы. На выставленном образце она чересчур длинная.
Почему? Есть объяснение.
Этот автобус сделали сотрудники завода в 1998 году. Т.е. это новодел, созданный из того, что удалось найти.
К счастью, сам пассажирский кузов тут оригинальный. Вот только его по какой-то причине поставили на более современное шасси от грузовика ГАЗ-52-04. Вероятно, это то, что удалось найти на задворках завода.
Поэтому пришлось переносить колесные арки на целую оконную секцию назад, коверкая внешний вид автобуса.
Но это еще не всё. ПАЗ-651 отличался от ГЗА-651 (и от грузовика ГАЗ-51, на базе которого он был построен) оригинальной округлой решеткой радиатора и капотом другой формы. Передний бампер тут также был собственный, а под лобовым стеклом располагались дополнительные "поворотники", позаимствованные от ГАЗ-М20 "Победа".
Что же тут? Обычная морда от ГАЗ-51 с плоской решеткой радиатора, стандартный капот, неправильный бампер и "поворотники" под лобовым стеклом непонятного происхождения.
За основу для создания ПАЗ-651 бралось особое шасси ГАЗ-51И. Оно отличалось более мягкими задними рессорами, четырьмя амортизаторами, устанавливавшимися на переднем и заднем мостах (против двух передних у базовой модели) и удлинённой на 735 мм в задней части рамой.
А еще у ГАЗ-51И не было держателя запасного колеса и буксирного прибора. Кузов был сделан на деревянном каркасе, а тут - полностью металлический.
Посмотрите на фотографию ниже и расстройтесь.
Поймите, я не хочу быть занудой. На самом деле, такой памятник - это лучше, чем ничего.
Но почему бы руководству завода более бережно не относиться к собственной истории? Люди ведь не дураки, они чувствуют фальшь.
Нет, конечно, какая-нибудь бабушка, которая еще ездила на этих автобусах в молодости, примет его за "тот самый", но ведь есть и те, кто разбираются.
Лично мне всегда грустно видеть заколхоженные памятники. Особенно, когда такую неряшливость позволяет себе крупный завод с 70-летней историей.
Так что а-та-та, ПАЗ. Нельзя так делать. И уберите, пожалуйста, мох с водосточных желобков автобуса. Это если вдруг кто-то из руководства завода меня читает.
Кстати, если вы вдруг не осилили много букв моего текста-расследования, то посмотрите коротенький 2-минутный ролик.