Найти в Дзене

Исповедь параноика

Здравствуйте, дорогие читатели!

Продолжаю знакомить вас со статьями, посвященным различным психологическим типам - теми, что находятся в рубрике "Исповедь". В прошлый раз мы поговорили о том, кто такие циклоиды. Сегодня речь пойдёт о новом типаже, о так называемых параноиках. Мне некоторые читатели оставили пожелание, что нужно делать статьи покороче. Я так и сделаю: повествование сегодня не будет долгим, а вопросы, если они останутся, обсудим в комментариях к материалу.

Да, механоид, параноик - герой нашей сегодняшней исповеди. На этот раз будет исповедь жертвы параноика-сутяжника
Да, механоид, параноик - герой нашей сегодняшней исповеди. На этот раз будет исповедь жертвы параноика-сутяжника

Паранойя, параноидальность, паранойяльность - всё это разные оттенки одного психического явления. В отдельных случаях это серьёзное заболевание, которое бывает нечасто. Чаще всего мы имеем дело с лёгкими оттенками, неким лёгким стремлением к состоянию, которое бывает у здоровых психически людей. Эти стремления создают характер, некоторые его особые черты. Поняв особенности характера, как я уже говорил, мы можем предсказать поведение, а также как и что делать или не делать с таким человеком.

Для начала позвольте познакомить вас с письмом одного из моих клиентов, а точнее, клиенток. Разумеется, всё обезличено и с полного согласия автора. Ненужные детали были удалены из текста:

Здравствуйте!
Мой папа, сколько его помню, вечно боролся с системой, кому-то жаловался, с кем-то судился. Я была маленькая и не помню, как это началось. Зато я хорошо помню, как это происходило. До того, как я пошла в школу, он судился с ЖЭКом из-за плохо работающих батарей в доме. Они плохо грели, к нам много лет приходили ремонтники, сантехники, но почему-то сделать ничего не могли. Еще он постоянно строчил жалобы во все инстанции, даже президенту Ельцину, о том, что в соседних с нами магазинах продаётся просрочка, не выдают чеки по первому требованию. Кстати, он добился, чтобы один из магазинов закрыли! Так что вы думаете? Не успел открыться новый толком, он уже и там нашёл какие-то нарушения. На том месте магазины больше чем на полгода не открывались. Уже даже не столько из-за жалоб папы, сколько, наверное, из-за плохой кармы места. К тому же папа тогда умудрился стать депутатом местного, районного, пошиба. Не помню, как точно называлось, но он был из тех активистов, кто в нашем районе ходил по разным стройкам, магазинам, детским площадкам, поликлиникам. Везде ему виделось только плохое: плохо сделанные ремонты, хотя это реальная придирка, воровство материалов со стройки, хамство и обсчет в магазинах. Хоть бы раз что-нибудь хорошее заметил! Долго он, впрочем, не продержался на той работе, потому что поссорился с другими активистами - он и там нарушения заметил. Насколько я помню, какая-то партия действовала у нас в городе в 90е и 2000е, которая ему изначально помогла избраться, т. к. он им очень помог своими жалобами. Избраться он избрался, но стал в прессу, в газеты писать, что партия работает плохо, свои обещания не выполняет. Вот потом его и "ушли".
Самое ужасное началось, когда я в школу пошла. Это был тихий ужас! Со мной дети не хотели дружить, так как в начале из класса уволили молодую учительницу - что-то фривольное она позволила себе на собрании сказать, а отец это всё записал на диктофон. К тому же она одевалась, как все молодые, очень интересно, но по мнению отца, слишком вызывающе. Учительницу не уволили, а попросили... Это был первый звонок. Потом началось: папа поругался с директором школы. Здание нашей школы было старым. Как сами понимаете, ремонт там делался очень давно. Были какие-то неполадки с окнами, из-за чего в коридорах дуло, через окна протекала вода зимой. Так вот, папа добился проверки здания разными комиссиями. С директором они выясняли несколько раз отношения. Довыяснялись до того, что однажды нас закрыли на неделю - проверяла школу СЭС и прокуратура.
Не буду все случаи рассказывать, но думаю, Вы поняли, на что была похожа моя жизнь после всего этого. Кстати, папа мой не был никаким юристом по образованию, но вот писал он всякие жалобы, иски, заявления так, что люди "на другом конце провода" проникались, верили, начинали проверки. Да, часто действительно находили нарушения, но мне кажется это потому, что сложно в нашей стране все правила соблюсти. Интересно другое: я многое поняла, когда выросла. Мне доводилось жалобы писать и заявления, но на них редко когда реагировали хоть как-то, а если и реагировали, то лишь бы я отвязалась. С моим папой почему-то такое не прокатывало никогда. Как сейчас помню, ему приходили иногда отписки, но после этого он жаловался куда-то еще или выше - и это действовало!
Папа еще всегда говорил, что если себя не защитить, не отстоять свою правоту, то никто больше за тебя не вступится. Я спрашивала у мамы и других родных, почему он такой. У папы было сложное детство, т. к. бабушка растила его одна. В школе над ним было даже издевались за что-то, но именно в школе он и начал жаловаться, стал вот этим вот мастером жалоб и заявлений...

Это был отрывок из разговора с клиентом. Задача была разобраться во всяких родовых программах, комплексах, неврозах. Как наверное многие знают, проблемы наши часто имеют корни в детстве: в родителях, в обстоятельствах, в отношениях, которые складывались именно тогда, в тот период времени.

Однако сейчас нам интересно другое - типаж её отца. Дело в том, что здесь мы сталкиваемся с ярким типажом, о котором я сегодня вам рассказываю. Это параноик; одна из разновидностей, которая называется коротко: сутяжник. Сутяжники - это вот те, кто постоянно жалуются в органы власти, в юридические структуры, призванные защищать наши права при помощи законов и т. п.

Впрочем, разберём всё подробнее. Начнем с паранойяльности и параноидальности вообще.

Основными чертами, ведущими симптомами, определяющими тип (он может быть очень ярким, ярчайшим даже, когда реальное заболевание, либо иметь меньшие оттенки и яркость; но без этих симптомов типа не будет) являются обязательное наличие некой ведущей идеи, она еще называется сверхценной, идеей-фикс. Сверхценность - это когда идея представляет собой не просто некую ценную (т. е. ведущую и важную для человека на сегодня) идею, а как бы является программой человека, которую очень сложно или почти невозможно вышибить. Слышали про религиозных фанатиков-догматиков, которые ни с чьим иным мнением считаться не хотят? Обычно они лидеры сект или еще каких движений подобного рода. За ними, правда, в последователях ходит другой тип, о котором расскажу в следующей статье, но лидеры всегда с параноидными чертами. Всегда с идеей-фикс.

Вторая важная черта - мнительность. Мнительность и подозрительность. Не всегда бывает яркой чертой, но её можно разглядеть. Из-за наличия идеи-фикс, параноикам кажется, что весь мир против них, что есть люди, которые против них, против их мнения, их главенствующей идеи - значит, они и против них самих.

Железные, стальные, пуленпробиваемые люди: Железный человек (Бисмарк), Железная Леди (Тэтчер), Железный, Стальной человек (Сталин). Все они - тоже наши сегодняшние герои
Железные, стальные, пуленпробиваемые люди: Железный человек (Бисмарк), Железная Леди (Тэтчер), Железный, Стальной человек (Сталин). Все они - тоже наши сегодняшние герои

Есть еще одна черта, один симптом, который не всегда проявляется, но довольно часто сопровождает. Эдакая железность, стальность характера, непробиваемость. Посмотрите на рисунок с тремя известными персонажами. Помните их наверняка: Маргарэт Тэтчер, Бисмарк, Сталин. У одного даже фамилия железная, стальная (ладно, партийная кличка, но именно под ней его знали, когда он был у власти). Другого называли железным человеком. А третью: железная леди или железная дева. Я вам честно скажу, что все трое этих исторических деятелей политических были параноиками в той или иной форме и мере. Это было видно по их делам и политике.

У Сталина была идея-фикс: создание новой империи. Политика была вполне имперская, многие замашки оттуда. Кстати, если политик является параноиком, а идея-фикс у него связана с величием государства и империей, то он часто еще будет мегаломаниаком. Это один из подтипов политиков, которые любят с одной стороны свою личность возводить в культ, а с другой, более важной стороны, затевают грандиозные стройки и проекты, чтобы своё величие таким образом еще больше подчеркнуть. Так вот, вернёмся к Сталину. Помимо всего этого, он был мнительным человеком. Ему чудились заговоры и враги. Да, конечно, он не единственный тогда принимал политические решения. Однако в характере точно это было. После смерти жены и нескольких друзей, он всё больше и больше становился мнительным. К слову, параноидальности с возрастом еще более усугубляется. Если посмотреть историю Сталина за 1952-53 годы, то этот весь ужас, связанный с решениями, мы увидим. Этот ужас его и подвёл, т. к. одного своего друга и помощника (Власика) он отстранил, считай, от охраны. Второго, который был его личным врачём, которому он доверял - академика Виноградова - тогда посадили в тюрьму.

У Бисмарка была идея - объединение Германии, создание рейха, устранение соперников политических. Борьба с социалистами (тогда они казались главными врагами). В этом, кстати, он преуспел, за что его до сих пор помнят. Здесь очень помогла жесткость, пуленепробиваемость.

Если взять Маргарэт Тэтчэр (сразу оговорюсь, её имя и фамилию часто по-разному транслитилировали в русский язык; потому, прошу простить, если кому-то транслитерация покажется неправильной)... У нее главная идея-фикс заключалась с одной стороны в консерватизме в обеспечении семейной жизни и быта, с другой - крайний либерализм и монетаризм. Настолько всё было крайним (сопровождалось мнительностью, связанной с тем, что врагами всего этого были местные в Британии социалисты и им сочувствующие), что ей приходилось иногда других людей прогибать, использовать свой стальной характер. Кстати, многое ей удалось сделать.

Много параноиков бывает в науке, особенно среди советских учёных. Упаси Бог, если они дорываются до власти, как академик Т. Лысенко, уничтоживший в своё время Вавилова. Однако это издержки подготовки учёных и особенностей существования в их среде. Одни испортятся, деформируются, а другие нет.

Как же жить с параноиками? Очень короткий, но ёмкий совет. Никогда не надо опровергать или спорить с их идеей. Это ничего не даст, но многое испортит - можно врага нажить. С другой стороны, не стоит (если по правде такими не являетесь) быть поклонниками их идей, проникаться ими по-настоящему. Параноики могут заразить других своими идеями. Хорошо, если их сверхценности являются полезными и позитивными? А если нет?

Параноику можно подыграть, но осторожно. Надо дать ему понять, убедить, что вы с ним в одной лодке, разделяете его ценности. Если продвигаете ему какую-то идею, то дайте ему знать, что она очень близка к его ценностям. Это потребует искусства, но успехов в переговорах с такими товарищами легко добиться такими способами. Просто помните, что из-за мнительности, они могут раскусить фальш. Так что работа с такими людьми будет на грани фола.

Ну и, наконец, что делать, если сами являетесь таким человеком, нашли у себя такие склонности, либо вам их смогли диагностировать. Скорее всего, у вас есть сверхценная идея, которую сложно вышибить, но с ней можно разобраться. Помните, что только вы сможете это сделать, только вы сможете её поменять. Сделать это проще всего при помощи рефлексирования, работы с самим собой, работы со своими идеями и ценностями. Этому посвящено много упражнений, часть из которых можно будет увидеть и на моём канале.

Благодарю за внимание!

Кстати, с сегодняшнего дня все мои работы будут сопровождаться авторскими иллюстрациями, созданными специально под статьи. Сегодняшние работы созданы белорусским художником, Андреем Демидовичем. С другими его работами можно ознакомиться здесь