Подушки безопасности стали привычным аксессуаром для современных автомобилей. Даже в самой бюджетной машине будет хотя бы одна подушка со стороны водителя. "Навороченные" системы безопасности автомобилей премиальных классов включают почти полтора десятка подушек, которые "охватывают" салон чуть ли ни со всех сторон.
Не знаю, как вас, а меня всегда интересовал вопрос: а при какой скорости срабатывает подушка? Не может ли быть так, что легкое случайное касание бампером при парковке вызовет - бах-бабах! - "салют" в салоне и ремонт на немалую сумму?
Поискал в Сети ответ на свой вопрос и вот что выяснил.
Датчиком для первых систем с подушками безопасности был металлический шарик, которые фиксировался пружиной или магнитом. Если сила удара была больше, чем усилие, с которым шарик удерживался на месте, то он соскакивал, замыкал контакт, подушка срабатывала. Существенный минус - время сравнительно большое время, которое проходит от удара до замыкания контактов.
Современные машины оснащаются электронными акселерометрами, похожими на те, что стоят в телефонах. Причем процесс включения подушки проходит в две стадии.
В обычном состоянии система находится в режиме ожидания. Если акселерометр фиксирует резкое изменение направления движения автомобиля, рывок машины, экстренное торможение, то система переводится "в боевое положение".
Далее измеряется величина ускорения (замедления) с которым движется автомобиль. Если оно превышает некое пороговое значение,то срабатывает подушка безопасности или даже несколько, в зависимости от направления удара (вектора ускорения), если есть боковые подушки, наличия пассажира и некоторых других факторов.
Причем алгоритм срабатывания у каждого производителя свой и делиться им конструкторы друг с другом не спешат. Таким образом, современные "интеллектуальные" системы безопасности прежде чем "выстрелить" подушкой сравнивают несколько критериев, которые свидетельствуют об "аварийной ситуации" и за доли секунды принимаю решение о задействовании системы безопасности.
Что же касается скорости, при которой может сработать подушка, то разные источники называют пороговое значение в 5 км/ч. То есть при столкновении с препятствием на скорости выше указанной подушка безопасности может "выстрелить", в том числе и при маневрах на парковке. Но произойдет это или нет зависит от алгоритма конкретной модели машины. Причем, как говорят эксперты, в "бюджетных" автомобилях, вероятность "выстрела" подушки выше, наверное из-за того, что алгоритм принятия решения проще, а количество анализируемых факторов меньше.