Найти тему
Философия

Язык твой — враг твой. Разоблачать словесные манипуляции как Аристотель 🤘

Оглавление

Словесные манипуляции придумали софисты, чтобы убедить публику в чем угодно. Аристотель изучил  и описал их уловки, чтобы люди могли противостоять лжи. Разберем их и научимся разоблачать манипуляторов.

📣Однажды один оратор держал речь перед народом  Афин, но слушали его невнимательно. Тогда он попросил позволения рассказать басню. Звучала она так : «Богиня Деметра, ласточка и угорь шли по дороге. Очутились они на берегу реки. Ласточка через нее перелетела, а угорь в нее нырнул...» И на этом он замолк. «А что же Деметра?» — стали все его спрашивать. «А Деметра стоит и гневается на вас, — отвечал оратор, — за то, что басни вы слушаете, а государственными делами заниматься не хотите».

Эту байку Аристотель назвал бы манипуляцией и осудил. Почему? Да потому, что в ней слово «басня» имеет два значения — рассказ, история или ерунда, пустые россказни. А оратор намеренно подменяет одно понятие другим, чтобы привлечь внимание толпы.

Посмотрим, какие языковые уловки софистов описывал Аристотель и тоже научимся на них не поддаваться.

1️⃣ Эквивокация  или подмена значения возникает, когда одно и то же слово указывает на несколько предметов, и непонятно в каком из значений оно используется. Типичный пример — слова-омонимы.

Судья: Вы знали о том, что у вашего зятя порок сердца?
Подсудимая: У него много пороков.


👉 Слово «порок» используется в двух значениях: недостаток и болезнь.

2️⃣ Амфиболия связана со структурной неоднозначностью сложных выражений. Возникает, когда отдельное значение каждого слова зафиксировано, а способ соединения их между собой неоднозначен.

Брега Арагвы и Куры
Узрели русские шатры.
— А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»


👉 Кто кого узрел? Непонятно.

3️⃣ Метафорическая ошибка — использование слова в фигуральном, а не прямом значении. Эта уловка возникает, когда мы подменяем прямое значение переносным.

Дети — это цветы жизни. Цветам нужны горшки. Вывод — детям нужны горшки.


👉 Слово «цветы» в первой посылке используется в метафорическом значении, а во второй — в прямом.

Тоже пример ошибки логики: две части утверждения не связаны между собой
Тоже пример ошибки логики: две части утверждения не связаны между собой

4️⃣ Ошибка соединения. Возникает, при соединении слов, когда их смыслы кажутся несовместимыми, но на самом деле они совместимы.

Может ли сидящий стоять?

👉 Кажется, что эти два слова по смыслу несовместимы. Аристотель указывает на софизм — если имеется в виду, может ли человек, который сидит, одновременно при этом стоять, то ответ отрицательный, это невозможно. Но если имеется в виду, может ли сидящий в один момент встать и оказаться стоящим, то ответ утвердительный.

Софисты играли на том, что если кто-то сидит, то он сидящий, а раз он сидящий, то он не может быть стоящим, значит, он никогда уже не встанет.

5️⃣ Ошибка разделения слов. Суть этой уловки заключается в том, что происходит разделение понятий, и свойство отдельных частей переносится на целое.

Возьмем число 5. Оно состоит из двойки и тройки. Двойка — это четное число, тройка — нечетное.

👉Получается, что пятерка — это одновременно и четное, и нечетное число.

6️⃣ Акцент. Софисты, говорит Аристотель, мастерски используют такой прием, как изменение акцента. Одно и то же предложение с разными смысловыми акцентами может иметь разный смысл.

— Вы хотите, чтобы я ушел?

👉 Можно поставить разные смысловые ударения и ответить, соответственно, по-разному.

🔹 Акцент на слове «хотите»: нет, я мечтаю, чтобы вы ушли.

🔹 Акцент на слове «вы»: нет, все хотят, чтобы вы ушли.

🔹 Акцент на слове «ушел»: нет, я хочу, чтобы ты выметался отсюда.

Манипуляторы чаще всего и сами не знают, что используют софизмы
Манипуляторы чаще всего и сами не знают, что используют софизмы
Дальше поговорим о неязыковых уловках Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.

Уже на канале: