Найти тему
script bro | сценаристы

Что делать если вы застряли на середине сценария и кончились идеи?

Одна из худших вещей, что может случиться при написании сценария - это начать писать, а затем на 45 странице, на 60 странице, на 75 странице... у вас кончаются идеи. Вы не знаете, куда дальше должна пойти история. Вы смотрите на экран, ломаете себе голову, но как бы вы ни старались, не находится способа завершить историю. Может быть, вы начинаете анализировать и осознаёте, что идея никогда не была достаточно хороша с самого начала. И хотя это может быть правдой, отсутствие идей во время написания сценария - обычная проблема. Иногда мозг просто перестает работать. Хорошая новость в том, что есть способы бороться с этим.

Прежде всего, самая основная причина, по которой у нас заканчивается энергия во время написания сценария - это то, что мы не набросали план.

Что такое аутлайн (outline) фильма или сериала и как его написать?

Аутлайн или поэпизодник помогает нам увидеть, есть ли у сюжета фундамент. Если вы не фанат планирования и написания аутлайнов, то это нормально. Но я всё равно умоляю вас записать четыре основных точки в вашем сценарии, прежде чем вы начнёте его писать.

1. Что происходит в конце первого акта? (начальная точка).

2. Что происходит в середине (поворот или главное событие, которое меняет вашу историю).

3. Что происходит в конце второго действия (точка "всё потеряно").

4. И ваша концовка.

Если вы это заранее выяснили, у вас всегда будет что-то от чего можно оттолкнуться и продолжить писать. Ещё одна причина, по которой у нас заканчиваются идеи, заключается в том, что перед нами слишком большая пустота, слишком неопределенная. Мы видим 60-70 страниц впереди, и не хватает идей, чтобы заполнить их. Но наша следующая точка, которую мы установили заранее, обычно не бывает размером более 30 страниц, а это кажется более контролируемым. Мы можем придумать достаточно идей, чтобы добраться до этой точки.

Но, допустим, вы расписали свой сценарий в аутлайн и обнаружили, что ошиблись - идея не работает или что либо ещё. Или, может быть, у вас появилась идея получше, которая повернула историю в другую сторону, и теперь ваш аутлайн ничего не стоит. Это происходит постоянно. История гибкая штука. У вас появляются новые идеи. Вы идёте новыми путями. Постоянно оказываетесь в неожиданных местах. Так что, даже если у вас были лучшие намерения и вы сделали всё "правильно", вы всё равно можете застрять в точке, откуда некуда сдвинуться.

Мой опыт показывает, что всё зависит от активного персонажа. Активным персонажем является тот, кто всегда пытается достичь чего-то в каждый момент фильма. Персонажи в "Джуманджи" всегда пытаются найти выход из игры. В фильме "Секса не будет" подростки пытаются перепихнуться, а взрослые пытаются их остановить. В "Великом уравнителе" всегда есть плохой парень, которого нужно убрать. Пары в "Ночных Играх" пытаются раскрыть загадку убийства. Мама и сын пытаются сбежать из плена в "Комнате". Пока ваш персонаж активен, у него всегда будет что-то, что они пытаются сделать, а это значит, что у вас всегда будет двигаться история и создаваться сцены.

И наоборот, если вы строите свой фильм вокруг пассивного, реактивного или моментами активного персонажа, становится бесконечно сложно придумать, как сохранить сюжет в движении. Потому что вместо того, чтобы ваш герой стремился к чему-то, вы пытаетесь механически вставить множество внешних факторов, которые ведут вашего героя по сюжету. Так писать намного сложнее.

"Талли" - это пример сценария, в котором легко заканчиваются идеи. Главная героиня в основном сидит дома весь фильм. Или сценарий вроде "Назови меня своим именем", где два персонажа, которые болтаются по городу. Эти фильмы получили зрительский интерес, так что я не говорю, что писать пассивных героев - смертный приговор. Я лишь говорю, что когда вы строите истории вокруг неактивных персонажей, вы определённо столкнётесь с большим количеством проблем в процессе написания, особенно если вы заранее не написали аутлайн.

Теперь, когда вы это знаете, используйте это в своих интересах. Пусть ваш главный герой будет более активным. Активный персонаж - это персонаж, нацеленный на достижение цели. Как правило, у них есть общая цель, которую они пытаются достичь (цель фильма), а затем серия мини-целей, которую они должны достичь для получения основной цели. Поэтому, когда вы застряли, вы просто дайте вашему персонажу ещё одну "мини-цель", которую они должны достичь. Эта мини-цель может написать вашу следующую сцену, или пару сцен, или даже целую 15-минутную последовательность.

Например, в "Дэдпул 2", цель состоит в том, чтобы получить ребенка. Технически, вы можете заставить Дэдпула быстро забрать ребёнка, и покончить с этим, но вместо этого, авторы делают достижение цели невозможным. Так что Дедпулу нужна команда. Это приводит к новой цели - собрать команду, что добавляет 10 страниц к вашей истории. До тех пор, пока у вас есть главная цель для вашего героя, у активного персонажа всегда будут маленькие цели, которых он должен достичь за это время.

Другой метод расширения истории заключается в том, чтобы продолжать бросать проблемы в вашего героя, что приведёт их к неудаче, после которой они пробуют достичь цели ещё раз. На сайте Wordplayer вышла известная статья о том, что "В поисках утраченного ковчега" - это один большой фильм состоящий из гигантских серий неудач Индианы Джонса. Но он работает, потому что Индиана возвращается и пытается снова. Он активен. Он продолжает идти за целью.

В моём любимом фильме 2017 года "Хорошее время" цель персонажа - вытащить брата из тюрьмы. Первая цель героя - попытаться получить деньги, чтобы вытащить брата под залог. Но прежде чем он сможет их получить - его брата избивают и переводят в больницу. Новая цель. Вытащить его из больницы. Наш герой успешно вытаскивает его, но только для того, чтобы узнать, что он вытащил не того пациента (лицо брата было закрыто повязками). Так что теперь он должен снова спасти брата.

Если ещё нет серии целей, чтобы довести своего героя до кульминации, продолжайте бросать в них препятствия, которые заставляют их пробовать снова.

Но допустим, вы уже всё это перепробовали и до сих пор ничего не придумалось. Что делать? Сдаться? Отложить сценарий?

Когда дело доходит до трудностей, нужно проявить характер. Часто вас заставляет писать неукротимое желание рассказать эту историю. Некоторые просто сдаются, потому что на самом деле история их не цепляет. Вы всегда будете бороться с недостатком идей, недостатком креатива. В такие моменты требуется стальной хребет, чтобы продолжать. Вот почему я всегда говорю авторам, чтобы они были ОДЕРЖИМЫ своими сценариями и идеями, которые выбирают для написания. Потому что, конечно, легко быть вовлечённым в начале. Но достаточно ли вам нравится эта идея, чтобы через год бороться за неё на Драфте №5?

Вот несколько вещей, которые вы можете сделать. Вы можете использовать "рвотный подход". Это значит выключить все сомнения и, несмотря ни на что, продолжать писать. Придумать уже что-нибудь, чтобы написать. Это не сложно. Сложно придумать что-нибудь ХОРОШЕЕ. Но если писать только тогда, когда у вас есть хорошие идеи, вы будете проводить много времени, пялясь на экран и разочаровываясь. Так что перестать размышлять и писать дальше - это один из подходов. И хорошая новость заключается в том, что вы с большей вероятностью столкнетесь с отличной идеей, если будете писать, чем если будете сидеть и пытаться придумать её из воздуха.

Другое подход в том, что вы можете писать два проекта одновременно. Всякий раз, когда вы застреваете с одним проектом, вы просто переключаетесь на другой. Лучше всего, если эти проекты как можно больше отличаются друг от друга. Ужас и комедия. Полный метр и пилот. Мы проводим так много времени внутри наших сценариев, что начинаем ненавидеть всё в них. Иметь возможность прыгать в совершенно другую вселенную с другим набором правил - это как раз то, что нужно мозгу, чтобы оставаться вовлеченным и творческим. В своём интервью Джордан Пил, упомянул именно такой подход к написанию сценариев.

Другой метод, который я нашел полезным, это отключить уведомления на телефоне, установить таймер на 25-30 минут, и просто писать всё это время. После этого ничего не пишите. 30 минут каждый день, и вы обнаружите, что появляется свобода, когда вы не чувствуете давления, необходимого для написания идеального сценария, а просто выполняете задание. Мой опыт показывает, что если вы будете делать это в течение недели или двух, то вы вернетесь на путь истинный, с полным набором идей, чтобы закончить ваш сценарий.

Подводя итог, можно сказать, что основная причина, по которой у нас заканчиваются идеи во время работы над сценарием, заключается в том, что мы не планируем всё заранее. Аутлайн - лучший друг сценариста. Следующая самая большая проблема - это неактивный главный герой. Трудно продвигать историю, когда у вашего героя нет цели. Так что пишите неактивных героев на свой страх и риск. И, наконец, если вы всё сделали правильно, но всё равно застряли, то единственный вариант - это тупо продолжать писать. Это не очень весёлый способ, но важно помнить, что писать не всегда весело. Часто это работа. Так что приступайте к работе, преодолевайте трудные моменты, и, надеюсь, вашим зрителям будет весело.

Оригинал

Перевод: Сергей Литвинов

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.