Найти тему
Lost Art

Караваджо - Рождество со святыми Франциском и Лаврентием (1600) (Украдена в 1969 году)

О Караваджо ходило множество легенд при жизни. Еще больше их стало после его смерти.

Микеланджело Меризи, получивший прозвище Караваджо по названию небольшого городка, где прошло его детство, прожил короткую, но очень бурную жизнь. Его послужной список действительно впечатляет и включает в себя помимо нескольких десятков шедевров, также убийства, нанесения увечий, истязания, азартные игры и т. д. и т. п. Он мог запросто порезать человека, просто нелестно отозвавшегося о его картине, или насильно заставить натурщиков позировать со свежевырытым трупом. Единственное в чем его особо не обвиняли, так это в распутстве, что с лихвой компенсировалось подозрениями в гомосексуализме (не надо забывать, что речь идет о начале 17 века).

Столь насыщенная жизнь не помешала ему создать множество великолепных полотен и стать основателем реализма в живописи. Это тем более удивительно, если учесть, что большинство его картин на религиозную тематику. Впрочем, по этой же причине многие первые варианты его полотен отвергались церковными заказчиками. В результате Караваджо приходилось рисовать второй вариант, которую уже церковь устраивал, а для потомков оставались не одно, а сразу два законченных произведения.

Картина «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» была написана предположительно в 1600 году. На ней изображена достаточно классическая сцена рождения Христа и поклонения ему. На первый взгляд может даже показаться, что картина написана четко по канонам своего времени. В частности, фигуры святых Франциска (справа) и Лаврентия (слева) по бокам от Марии вместе с, предположительно, блаженным Львом Ассизским (крайний справа), которые, конечно, никак не могли быть свидетелями рождения Христа, является распространенной в то время традицией изображать покровителей того или иного церковного учреждения, для которого создается полотно. Ангел над головою Марии, одой рукой указывающий на младенца, а другой в небо, и держащий надпись «Gloria in excelsis Deo» («Слава в вышних Богу»), вместе с очевидным изображением распятия, образуемым креплением крыши хлева, также не добавляют реалистичности происходящему.

Но это те участники картины, которые и не могли там быть телесно. Сами же непосредственные герои событий изображены максимально реалистично. Даже слишком реалистично. Иосиф (Иосиф ли?) изображен спиной к зрителям, так что лица его не видно, но не вызывает сомнений, что это молодой, полный сил человек, о чем-то беседующий с одним из гостей. Мария выглядит утомленной, платье слегка упало с ее правого плеча, еще сильнее подчеркивая не столько торжественность момента, сколько совершенно человеческие чувства и эмоции, испытываемые матерью. Даже одежда и прическа Марии напоминают, скорее, костюм пастушки, а не Святой Девы. И дело за зрителем: видеть ли в божественном простые и несовершенные человеческие черты или же искать в человеке божественное.

К слову сказать, именно изображение Марии явилось причиной пересмотра датировки картины. Ранее считалось, что «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» было создано в 1609 году, за год до смерти Караваджо, но лицо Марии слишком похоже на изображении Юдифи с другой его картины, про которую точно известно, что она была создана в 1599 году и что на ней изображена Феллида Меландрони, известная итальянская куртизанка. Это далеко не единственный случай, когда Караваджо для изображения святых выбирал куртизанок (читай – проституток), из-за чего имел часто проблемы с заказчиками. Кстати, по одной из версий, именно Феллида Меландрони стала причиной самого знаменитого убийства Караваджо, которое он предположительно совершил в 1606 году и в результате чего был вынужден навсегда покинуть Рим. Считается, что убийство, на самом деле, было «лишь» неудачной попыткой кастрировать Рануччо Томассони, который был не то любовником, ни то сутенером Феллиды. Вот только ревновал Караваджо Феллиду или к Феллиде история умалчивает.

Несмотря на то, что Караваджо еще при жизни стал действительно знаменитым художником, далеко не все его произведения хранятся в музеях и богатых коллекциях: многие остались на стенах церквей и монастырей, для которых они создавались и в которых спокойно провисели четыре столетия. «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» оказалось в часовне Святого Лаврентия в Палермо (Сицилия). Когда в ночь на 18 октября 1969 года воры попытались проникнуть в часовню, на пути им встретилась только маленькая щеколда. Надо отметить, что картина достаточно большая (2,68 х 1,97 м), так что ворам пришлось украсть также ковер из часовни, в который они завернулись аккуратно вырезанный из рамы холст.

Прошло больше 50 лет и, несмотря на включение этой кражи в список 10 самых значимых краж произведений искусства по версии ФБР, о местоположении картины до сих пор ничего не известно. Впрочем, количество легенд об этом может сравниться разве что с количеством легенд о самом Караваджо.

Поскольку кража произошла на Сицилии, понятно, что сразу же подозрение пало на сицилийскую мафию, что, скорее всего, соответствует истине. Единственная отличающаяся версия, это что кражу совершили залетные грабители, но, как только мафия об этом узнала, грабителей моментально нашли и картину у них, конечно, отобрали.

К сожалению, большая часть версий, касающаяся дальнейшей судьбы шедевра, не очень оптимистичная. Так один из бывших членов мафии, Франческо Марино, утверждал, что сам участвовал в краже картины для неназванного покупателя, но, так как во время извлечения из рамы, холст был сильно поврежден, покупатель отменил сделку, а картину просто выкинули. Вряд ли Марино врал, так как на тот момент за сотрудничество в полицией мафия уже убила почти всю его семью, включая сестру и мать, но, скорее всего, он перепутал шедевр Караваджо с другой картиной, которая также была украдена мафией.

Другой бывший мафиози говорил, что картина была уничтожена около 1980 года, так как ее передали Гаспару Спатузза (тому самому, который через много лет заявит, что Сильвио Берлускони договорился с мафией о передаче страны в руки Коза Ностры), и тот не нашел ничего умнее, кроме как хранить холст в сарае, где его скоро съели свиньи и крысы.

Были версии, что картину где-то зарыли, но никто не знает где, а также что она погибла в результате землетрясения 1980 года. Последняя версия, предложенная еще одним мафиози в 2018 году, чуть более оптимистичная, так как согласно ей картину все же продали неназванному швейцарскому коллекционеру. Правда, и у этой истории есть ложка дегтя: картину разрезали на семь или восемь частей по числу персонажей на ней, ведь гораздо лучше иметь восемь Караваджо, чем одного.