Основы прикладного психоанализа
Поднимая вопрос первичных и вторичных психических процессов, следует говорить,
что первичным психическим материалом, определяющим собою всю форму и содержание индивидуальной человеческой психики,
является запечатленный в культурной среде совокупный опыт предков, опыт проживания ими различного рода травматичных жизненных обстоятельств.
Вторичным в этом случае становится все индивидуальное, замутненное помехами подавляемых телесных влечений и поправками на персональную уникальность личностной судьбы.
Подобного рода понимание природы соотношения первичных и вторичных процессов психической жизни позволяет реконструировать всю цепочку
детерминации любого психического феномена — от организованного сублиминального запроса культурного окружения до акта его деятельного отреагирования и осмысления.
При этом прикладной психоанализ возник как альтернатива теории первичных и вторичных процессов, как экспериментальная база для формирования
иной методологии, ориентированной на привязку психики к ее действительно первичным детерминантам, т.е. к сублиминально воздействующим на нее факторам культурной среды.
Психика индивида формируется и существует в процессе коммуникации,
организованной факторами культурной среды, в свою очередь обусловленными некими универсальными основаниями последней.
При этом воздействие устойчивых (константных) доминант культурной среды формирует
в индивиде определенные психические реакции и поддерживает в относительно стабильном типе организацию всей психической активности.
Константные доминанты культуры, таким образом, осуществляют глубинно-психологическое
кодирование, навязывают психике стереотипы эмоциональных реакций и сценарии реактивного поведения, заставляют
нас быть людьми именно данной культурной эпохи и, собственно, делают нас личностями, т.е. сосредоточением навязанных культурной средой сценарных ролей и поведенческих установок.
В своей совокупности первичные культуральные доминанты константного ряда образуют основу системы неосознаваемого сублиминального
контроля над сферой индивидуальных желаний, напрямую или опосредованно привязанной к влечениям тела. К важнейшим компонентам
этого относятся следующие факторы сублиминального управления: совокупность форм непосредственного воздействия на тело; совокупность запретов и предписаний, касающихся сексуальной жизни индивидов;
социальные стандарты организации семейной среды и стереотипов общения родителей с ребенком на ранних стадиях его развития; сублиминальные
ресурсы родного языка как способа подключения к каналам социальной коммуникации; установочные коды, заложенные
в детской сказке, и формы их закрепления в детской игре; ритуальная организация процесса обучения, когда в процессе обучения посредством
сублиминального воздействия на ребенка специально отобранных элементов культурного наследия становится возможным формировать потенциал устойчивых реакций на стандартные социальные запросы; стереотипы
историко-культурной традиции; социальная мифология, организующая процессы массообразования;
символика относительно константных элементов бытовой культуры — от внешнего вида денежных знаков и атрибутов власти до стереотипов внешнего вида людей;
воздействие культовых произведений художественной культуры, в основном — кинофильмов и телесериалов; символические доминанты среды обитания —
природного ландшафта, городской архитектуры, стандартных элементов квартирной обстановки, и пр.
Кроме константных доминант культурной среды, определяющих собою совокупность устойчивых психических свойств и навязчиво воспроизводимых психических реакций, следует учитывать и наличие в сфере первичных процессов неких базовых переменных факторов, при помощи которых
осуществляется корректировка содержания и аффективного заряда модулей, производных от константных доминант. Перечислим наиболее значимые из них: телевизионная реклама, кодирующая психику индивида и
масс кодовыми словами и словосочетаниями, искусственными символами, и т.п.; компоненты телевизионной культуры (телесериалы, новостные и аналитические программы, популярные шоу и пр.),
формирующие у отдельных индивидов содержание их психики; компоненты компьютерной культуры, которые фиксируют в относительно
устойчивом фантазийном виде нереализованные желания людей; ведущие тенденции моды и дизайна, создающие непосредственное культуральное окружение индивида, постоянно пребывая
внутри которого индивид отыгрывает запросы среды; раскрученные формы масс-культа
(песенные шлягеры, культовые кинофильмы, книжные бестселлеры, и пр.), при помощи которых осуществляется виртуальное воспроизведение первичной культуральной матрицы.
Заметим, что подобного рода факторы, сублиминально определяющие собою конкретику психической и социальной жизни людей, функционируют в нашей стране абсолютно спонтанно, находясь вне поля действия
механизмов социального контроля. Современный индивид находится в измененном состоянии сознания в результате просмотра телепередач как своего рода сновидения наяву. А значит, в какой-то мере упрощается
и возможность манипулятивного воздействия на его психику, потому как психика в ИСС податлива внушению извне. Была разработана психоаналитическая теория массы и массообразования как особо рода измененного состояния индивидуальной психики, вызванного
непосредственным или опосредованным подключением индивида к эмоциям и интересам большой группы (массы, толпы). Масса, это особая среда, вводящая индивида в измененное состояние сознания, сравнимое
с гипнозом и влюбленностью. Состояние это является естественным, поскольку оно генетически заложено в каждом индивиде и воспроизводится спонтанно при наличии т.н. пусковой ситуации.
Кроме того, массовая психика генетически привязывается к архаике роевой психической организации первоначальных человеческих сообществ, что позволяет говорить о структурировании массовой психики
мифами, иллюзиями и архаическими фантазиями. Также заметим, что архаическая природа массы проявляется в структуре тех политических режимов,
которые, опираясь на массовые влечения, обрамляли их энергетику жесткими границами тоталитарного контроля (фашизм, сталинизм). Более подробно массовую психологию
мы рассматриваем в многочисленных книгах по массовой психологии и манипулированию психическим сознанием (автор С.А.Зелинский), а сейчас лишь заметим, что говоря о природе массообразования, следует заметить,
что только страх заставляет индивидов объединяться в массу, в толпу. Причем такие страхи носят искусственный характер
и являются результатом целенаправленного воздействия информационного поля: сначала нагнетается базальная тревожность,
а затем она снимается в обмен на некое действие коллективного характера (чаще всего — в обмен на подчинение индивидом своей воли желанию манипулятора),
и такой индивид получает возможность подключения к коллективной иллюзии, искусственно привязанной к объекту совершаемого им выбора. Причем, касаемо
Российской Федерации, можно обратить внимание, что поначалу подобного рода процедура носила разовый характер, и применялась лишь
в ситуации очень важных пропагандистских кампаний, когда мобилизация всех информационных ресурсов обеспечивали нужный результат (например,
президентские выборы 1996 и 2000 годов). Однако после разовая процедура превратилась в периодическую и регулярную «промывку мозгов».
На сегодняшний же день стимулы для формирования и поддержания «информационного массообразования» носят фоновый характер, представляя собой результат совокупного воздействия на телезрителя всех четырех столпов телевизионной
культуры: блоков новостей, популярных ток-шоу, телесериалов и рекламных
блоков потребительского или социального характера. При этом понимание законов глубинно-психологического манипулирования дает возможность
управления психикой масс, и работы с индивидуальной, групповой и массовой мотивацией.
чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг