Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Сегодня мы с вами поговорим о пейзаже в художественном произведении. Понятно, что костяк любого романа, повести или рассказа – это сюжет. Но насколько нужны в нём разные украшательства, типа пейзажных зарисовок? Это когда-то в XIX веке кисейные барышни млели от описания берёзок и рябинок, а сейчас как-то несерьёзно тратить время на всякие кустики и облачка. Давайте разберёмся, в этом вопросе.
Место пейзажа в художественном тексте
Думаю, защитников пейзажных зарисовок в литературе найдётся немало, они, вооружившись томами классиков, без труда могут доказать, что без описания природы и погоды текст и литературой считаться не может.
Но справедливости ради нужно сказать, что описания природы в художественных текстах вошли в моду только с конца XVIII века – в эпоху расцвета романтизма. Именно тогда писатели и поэты прониклись красотами природы или атмосферностью готических развалин и старых кладбищ. А до этого любые описания, не имеющие отношения к действиям героев, были большой редкостью.
Расцвет «пейзажной литературы» — это XIX век. Вот тогда, действительно, описаниям природы, старинных усадеб, погодных явлений посвящались многие страницы, а иной раз и целые рассказы. Примеров такой «пейзажной литературы» достаточно, не говоря уже о поэзии.
Но сейчас другое время, более динамичное и менее лиричное. Поэтому читатель скучает на пространных описаниях природы, а нередко и стремится их просто пролистать, чтобы скорее добраться до действия. Однако и в настоящее время пейзажу в художественном тексте место найдётся. Тем более понимается пейзаж довольно широко, как описание окружающего героев пространства, среды, в которой происходит действие. К пейзажным зарисовкам относятся:
- картины природы;
- описание погодных и природных явлений (дождь, вьюга, гроза, закат, луна в облаках и т. д.);
- городские пейзажи: улицы, дома, спешащие люди, машины и т. д.; кстати, в XIX веке вы почти не встретите городских пейзажей;
- интерьеры помещений.
Причём нередко именно пейзажные зарисовки демонстрируют мастерство автора, его владение словом, стилем, музыкой текста. Но не менее этого значимо и чувство меры. Важно не только, как автор описывает красоты природы, но и где, когда и сколько.
Вот от этого, в значительной степени, и зависит польза пейзажа в художественном тексте. Даже если описания природы или городских улиц хороши сами по себе, они должны быть к месту. Впрочем, об этом чуть позже. А сейчас о той роли, что играет пейзаж в тексте.
Функции пейзажа
Зачем нужны описания природы в художественном произведении? Самый простой ответ: «Для красоты». Эстетическая функция пейзажа, действительно, самая очевидная, но не самая важная. Она, скорее, дополняет другие значимые функции.
Пейзаж – это яркая деталь авторского мира
Он помогает почувствовать его реальность, делает «картинку» объёмной, а героев живыми. И речь идёт не только об описаниях космической станции или фэнтезийного мира, но и о реалистической прозе. Ведь герои живут и действуют не в пустом пространстве, и окружающая персонажи среда может многое рассказать об их личности.
Без пейзажных зарисовок не показать ни историческую реальность, ни ритм современного города, ни сонную тишину дачного посёлка.
Пейзаж – это воплощение эмоций
Описания природы, погодных явлений, городских пейзажей хорошо иллюстрируют эмоциональную атмосферу эпизода или сцены. Причём пейзаж может как гармонировать с настроением текста, так и оттенять его. Например, предгрозовое небо и гнетущая тревога на душе героя. Или, наоборот, безмятежная синева небес и ветерок, колышущий ветви берёз над залитым кровью полем сражения.
Пейзаж как отражение внутреннего мира героя
Если герой является фокальным персонажем, значит, мы видим мир его глазами. Что этот герой замечает в окружающей реальности: как первый снег смешивается с осенней грязью, делая непроходимой и без того паршивую дорогу, или он любуется снежинкой на рукаве пальто? Согласитесь, такое разное восприятие говорит и о настроении героя, и, возможно, о чертах его характера, о его мировосприятии в целом.
А уж если повествование идёт от первого лица, то тут восприятие окружающего мира играет ещё бо́льшую роль. Как герой оценивает все, что происходит вокруг него, что он замечает – красивое или безобразное? Как его восприятие реальности меняется с изменением настроения? Обо всём этом может рассказать пейзаж.
С чего начать?
Очень важная, на мой взгляд, функция, хоть и не самая заметная. Вы знаете, что в писательском творчестве нередко возникает проблема начала, причём не только книги в целом, но и отдельной главы или даже сцены. Вступительную фразу, бывает, ищешь дольше, чем пишешь весь эпизод.
Так вот пейзажная зарисовка – это хороший выход. Буквально 2–3 предложения о природе/погоде за окном — и текст пошёл. Эта зарисовка может быть полезна ещё и для создания эмоциональной атмосферы, для подготовки читателя к восприятию информации. Она может просто сообщать какую-то нужную для сюжета информацию: о том, как выглядит дом, к которому подходит персонаж, о надвигающейся грозе, заставившей героя прибавить шагу, чтобы не попасть под дождь и т. д.
Такой приём часто используется в литературе. Например, многие главы «Мастера и Маргариты» начинаются с подобных зарисовок.
Когда уместен пейзаж
При всей пользе пейзажных зарисовок они нередко раздражают читателей. Нет, я не буду здесь говорить о неспособности современного читателя воспринимать прекрасное. Я, скорее, скажу о неуместности этих пейзажных зарисовок в текстах некоторых современных авторов.
- Пейзаж не должен мешать динамике текста. Он уместен как некая интерлюдия между ключевыми сценами текста, особенно если происходит смена фокального персонажа. Небольшая, незатянутая зарисовка позволяет читателю переключить внимание с одной сцены на другую, с одного героя на другого.
- Пейзаж может служить оформлением рефлексии героя, например, размышлений о смысле жизни или о собственной судьбе, о любви или ненависти.
- Небольшие в 2–3 предложения пейзажные зарисовки можно использовать для разрыва затянувшегося диалога, особенно если по тексту персонаж медлит с ответом, находится в раздумье.
- Ну и, как я уже писала, атмосферная «картинка» уместна в начале главы для настройки и самого автора, и читателя.
Самое важное – это не злоупотреблять пейзажем, как бы вам ни нравилось описывать окружающий мир, как бы вы ни хотели продемонстрировать свои литературные способности. Главное – чувство меры и уместность.
На этом сегодня всё. Пусть творчество вам будет в радость.