Найти тему

Пейзаж в художественном тексте – это не лишнее

1,9K прочитали

Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Сегодня мы с вами поговорим о пейзаже в художественном произведении. Понятно, что костяк любого романа, повести или рассказа – это сюжет. Но насколько нужны в нём разные украшательства, типа пейзажных зарисовок? Это когда-то в XIX веке кисейные барышни млели от описания берёзок и рябинок, а сейчас как-то несерьёзно тратить время на всякие кустики и облачка. Давайте разберёмся, в этом вопросе.

 Понятно, что костяк любого романа, повести или рассказа – это сюжет. Но насколько нужны в нём разные украшательства, типа пейзажных зарисовок?

Место пейзажа в художественном тексте

Думаю, защитников пейзажных зарисовок в литературе найдётся немало, они, вооружившись томами классиков, без труда могут доказать, что без описания природы и погоды текст и литературой считаться не может.

Но справедливости ради нужно сказать, что описания природы в художественных текстах вошли в моду только с конца XVIII века – в эпоху расцвета романтизма. Именно тогда писатели и поэты прониклись красотами природы или атмосферностью готических развалин и старых кладбищ. А до этого любые описания, не имеющие отношения к действиям героев, были большой редкостью.

Расцвет «пейзажной литературы» — это XIX век. Вот тогда, действительно, описаниям природы, старинных усадеб, погодных явлений посвящались многие страницы, а иной раз и целые рассказы. Примеров такой «пейзажной литературы» достаточно, не говоря уже о поэзии.

"Золотая осень" Худ. В. Д. Поленов
"Золотая осень" Худ. В. Д. Поленов

Но сейчас другое время, более динамичное и менее лиричное. Поэтому читатель скучает на пространных описаниях природы, а нередко и стремится их просто пролистать, чтобы скорее добраться до действия. Однако и в настоящее время пейзажу в художественном тексте место найдётся. Тем более понимается пейзаж довольно широко, как описание окружающего героев пространства, среды, в которой происходит действие. К пейзажным зарисовкам относятся:

  • картины природы;
  • описание погодных и природных явлений (дождь, вьюга, гроза, закат, луна в облаках и т. д.);
  • городские пейзажи: улицы, дома, спешащие люди, машины и т. д.; кстати, в XIX веке вы почти не встретите городских пейзажей;
  • интерьеры помещений.

Причём нередко именно пейзажные зарисовки демонстрируют мастерство автора, его владение словом, стилем, музыкой текста. Но не менее этого значимо и чувство меры. Важно не только, как автор описывает красоты природы, но и где, когда и сколько.

Вот от этого, в значительной степени, и зависит польза пейзажа в художественном тексте. Даже если описания природы или городских улиц хороши сами по себе, они должны быть к месту. Впрочем, об этом чуть позже. А сейчас о той роли, что играет пейзаж в тексте.

Функции пейзажа

Зачем нужны описания природы в художественном произведении? Самый простой ответ: «Для красоты». Эстетическая функция пейзажа, действительно, самая очевидная, но не самая важная. Она, скорее, дополняет другие значимые функции.

Пейзаж – это яркая деталь авторского мира

Он помогает почувствовать его реальность, делает «картинку» объёмной, а героев живыми. И речь идёт не только об описаниях космической станции или фэнтезийного мира, но и о реалистической прозе. Ведь герои живут и действуют не в пустом пространстве, и окружающая персонажи среда может многое рассказать об их личности.

Без пейзажных зарисовок не показать ни историческую реальность, ни ритм современного города, ни сонную тишину дачного посёлка.

"Сан Джорджио Маджоре". Хуж. Клод Моне.
"Сан Джорджио Маджоре". Хуж. Клод Моне.

Пейзаж – это воплощение эмоций

Описания природы, погодных явлений, городских пейзажей хорошо иллюстрируют эмоциональную атмосферу эпизода или сцены. Причём пейзаж может как гармонировать с настроением текста, так и оттенять его. Например, предгрозовое небо и гнетущая тревога на душе героя. Или, наоборот, безмятежная синева небес и ветерок, колышущий ветви берёз над залитым кровью полем сражения.

Пейзаж как отражение внутреннего мира героя

Если герой является фокальным персонажем, значит, мы видим мир его глазами. Что этот герой замечает в окружающей реальности: как первый снег смешивается с осенней грязью, делая непроходимой и без того паршивую дорогу, или он любуется снежинкой на рукаве пальто? Согласитесь, такое разное восприятие говорит и о настроении героя, и, возможно, о чертах его характера, о его мировосприятии в целом.

А уж если повествование идёт от первого лица, то тут восприятие окружающего мира играет ещё бо́льшую роль. Как герой оценивает все, что происходит вокруг него, что он замечает – красивое или безобразное? Как его восприятие реальности меняется с изменением настроения? Обо всём этом может рассказать пейзаж.

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин "Пушкин у моря".
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин "Пушкин у моря".

С чего начать?

Очень важная, на мой взгляд, функция, хоть и не самая заметная. Вы знаете, что в писательском творчестве нередко возникает проблема начала, причём не только книги в целом, но и отдельной главы или даже сцены. Вступительную фразу, бывает, ищешь дольше, чем пишешь весь эпизод.

Так вот пейзажная зарисовка – это хороший выход. Буквально 2–3 предложения о природе/погоде за окном — и текст пошёл. Эта зарисовка может быть полезна ещё и для создания эмоциональной атмосферы, для подготовки читателя к восприятию информации. Она может просто сообщать какую-то нужную для сюжета информацию: о том, как выглядит дом, к которому подходит персонаж, о надвигающейся грозе, заставившей героя прибавить шагу, чтобы не попасть под дождь и т. д.

Такой приём часто используется в литературе. Например, многие главы «Мастера и Маргариты» начинаются с подобных зарисовок.

"Улицы и каналы Петербурга" Худ. Роберт Миф.
"Улицы и каналы Петербурга" Худ. Роберт Миф.

Когда уместен пейзаж

При всей пользе пейзажных зарисовок они нередко раздражают читателей. Нет, я не буду здесь говорить о неспособности современного читателя воспринимать прекрасное. Я, скорее, скажу о неуместности этих пейзажных зарисовок в текстах некоторых современных авторов.

  • Пейзаж не должен мешать динамике текста. Он уместен как некая интерлюдия между ключевыми сценами текста, особенно если происходит смена фокального персонажа. Небольшая, незатянутая зарисовка позволяет читателю переключить внимание с одной сцены на другую, с одного героя на другого.
  • Пейзаж может служить оформлением рефлексии героя, например, размышлений о смысле жизни или о собственной судьбе, о любви или ненависти.
  • Небольшие в 2–3 предложения пейзажные зарисовки можно использовать для разрыва затянувшегося диалога, особенно если по тексту персонаж медлит с ответом, находится в раздумье.
  • Ну и, как я уже писала, атмосферная «картинка» уместна в начале главы для настройки и самого автора, и читателя.

Самое важное – это не злоупотреблять пейзажем, как бы вам ни нравилось описывать окружающий мир, как бы вы ни хотели продемонстрировать свои литературные способности. Главное – чувство меры и уместность.

На этом сегодня всё. Пусть творчество вам будет в радость.