Митхила. Дворец ходит ходуном, обитатели и гости в смятении, посередине -- Рама с разломленным луком в руках. Сита готова плакать.
Один из царей подает голос: "сломал, но не натянул же! Не считается!". Да, подхватывает другой: Лук сломан, условие сваямвары выполнить невозможно. Теперь принцесса вообще не выйдет замуж! Никогда, ни за кого...
Еще кто-то кричит, что надо наказать богохульника, сломавшего Лук Шивы. Лакшмана хватается за оружие. Митхиле снова грозит побоище. Невозмутим один Вишвамитра. Ах да, и еще -- Рама. Вот уж кто спокоен как все священные слоны. Зато Лакшмана рвется в драку, останавливаясь лишь по просьбе Джанаки.
Царь, как самый мудрый человек в зале, считает, что не следует осуждать кого-то, не зная мотива. Поэтому пусть Рама будет добр сказать, зачем он сломал Лук. Вишвамитра присоединяется: Рама, зачем?
Рама, извинившись, объясняет, что сам не знает, почему Лук сломался (намек, что без воли Шивы этого бы не произошло?). Но предполагает он, что причина в отношении к ситуации собравшихся царей. Сваямвара -- состязание, невеста -- приз, так они поняли происходящее. Дело дошло даже до оскорблений. Этому требовалось положить конец. Свадьба должна быть результатом свободного выбора, а жена в глазах мужа -- человеком, а не символом победы... Кажется, я поняла правильно, и Рама действительно намекает, что главная причина -- Шиве не понравилось творившееся непотребство. Впрочем, судя по лицу Шивы, наблюдающего за всем действом с Кайласа, Рама прав.
Джанака понимает, что правильно определил лучшего, Сунайна смотрит на дочь со слезами счастья.
Один из приезжих задает вопрос: так что же махарадж решит насчет жениха? Будет ли это Рама? Рама отвечает, что имеет по этому поводу лишь одну просьбу к царю: сваямвара дает девушке право выбирать, и не обязательно победителя, так что если Сита не хочет за меня замуж, не заставляйте ее... Эти слова окончательно решают дело.
Джанака объявляет, что смысл состязания был не в натянутой тетиве. Поднять Лук мог только человек, наделенный нужными качествами. Сам он считает, что Рама -- наилучший жених для его дочери. Так пусть теперь Сита скажет, каким будет ее решение. Сита отвечает, что принять Раму своим мужем для нее великая удача и большое счастье.
Остается только назначить дату свадьбы и получить благословение родителей, для чего Рама просит известить царя Айодхьи. Джанака обещает немедля это сделать. Урмила поздравляет Ситу: все случилось, как она желала...
В этот миг над дворцом разражается гроза. Гром мешается с негодующим криком стоящего на пороге Парашурамы. Воинственный брахман требует немедля подать ему нечестивца, сломавшего Лук. Ибо убить мало! Я велел натянуть тетиву, а не ломать! А ну, немедля сознавайтесь, кто!
Всем присутствующим как минимум не по себе. Цари отводят взгляд. Лакшмана готов броситься в драку. Спокоен только... ну да, Рама.
Зато Лакшмана внезапно начинает пререкаться с Грозой Кшатриев, обвиняя Парашураму в мстительности и убийстве невинных. Не получил в лоб топором, видимо, лишь благодаря Вишвамитре, вовремя влезшему с просьбой благословить учеников. Парашурама отказывается благословлять Лакшману, обозвав наглецом. И вообще, ему скажут наконец, кто сломал лук? Прикончу, как Картавирью!
Дав Парашураме прокричаться, Рама нарочито спокойным голосом сознается, что это он. Хороший психолог Рама...
В это время на Ланке. Равана в храме орет на статую Шивы. Он разочарован. Все его планы задумывались к вящей славе Шивы, так почему Шива не помог? Позволил выставить на посмешище? И зачем Раване Бог, который не ограждает своего преданного от позора?
Митхила. Рама вежливо извиняется. Да, он сломал Лук, но вовсе не хотел оскорбить ни Бхагавана Шиву, ни религиозные чувства махариши Парашурамы! Будьте милостивы, Учитель!
Парашурама не настроен быть милостивым, но по крайней мере не угрожает более поубивать всех царей, сколько их тут есть, или снести голову виновнику без суда и следствия. Вместо этого он вызывает Раму на поединок...
Продолжение следует...