Выбирая технику, многие сталкиваются с той же проблемой, что и герои Шекспира. «Быть или не быть, вот в чем вопрос»... Что лучше, механическая коробка переключения передач, или так называемый робот, или просто коробка автомат? Как показывает практика, все варианты имеют право на жизнь. Естественно, в городских условиях и робот, и автомат на первый взгляд выигрывают — что может быть лучше, если стоишь в пробке, или передвигаешься по одним и тем же улицам, с одной и той же скоростью...
Человек, имеющий опыт вождения с МКПП, находясь за рулем авто с АКПП постоянно ищет третью педаль — сцепления. В случае с АКПП или с роботом техника думает за человека, и ей все равно — перекресток перед автомобилем или просто большая яма. В любых подобных ситуациях механика выигрывает. Человеческий мозг устроен совершенно отличным от роботизированных коробок передач образом. У водителя с опытом вождения автомобиля с МКПП инстинкты находятся на уровне подсознания. Автомат же лишает водителя возможности думать в экстремальных ситуациях. Человек начинает полагаться на то, что электроника поможет в любой ситуации, и переключает автомат на один из режимов, в котором машина действует по определенному алгоритму. И уже ничего изменить нельзя – для этого нужно выбрать другую ступень. Водитель же с МКПП действует на уровне подсознания, где раз и навсегда заложен порядок определенных действий в той или иной ситуации. Ведь наш гибкий мозг способен хранить тысячи таких вариантов, быстрее компьютера находя нужную модель поведения. Возможно, именно эти доли секунд спасают жизнь.
Механическая коробка предоставляет водителю возможность проанализировать свои действия при том или ином маневре. Скажем, при обгоне переход с повышенной передачи на пониженную увеличивает динамику разгона. С автоматом или роботом это практически невозможно. При механике можно свободно подрулить к перекрёстку, или плавно войти в поворот. Автомат не позволит этого сделать, он думает за вас. Кстати, а вы не обращали внимания, что у пилотов «Формулы 1» и других гонок, машины с механикой?
Никто не говорит, что АКПП — это плохо. Хуже другое: многие школы вождения практикуют обучение на автоматических коробках, тем самым отучают будущих водителей просчитывать действия при ситуациях, возникающих на дороге.
Еще один вопрос — надежность механических коробок. У МКПП нет сложной системы управления электроникой, она и ни к чему. Так же нет и сложной системы электропроводки. Но это как раз плюс – то, чего нет в наличии, не может выйти из строя. А еще в механике не так сильно загрязняется масло, да и с его заменой особых проблем нет. У механической трансмиссии перегрев — случай довольно редкий, чего не скажешь об автоматах. В этой ситуации передачи на МКПП будут включаться не очень плавно, но добраться из точки «А» в точку «Б» вполне будет возможно, и даже без помощи эвакуатора.
АКПП, CVT, и тем более AMT, при нагрузке, превышающей параметрах, заложенные создателями, просто выходят из строя. А механика терпит. Ведь в ней нет ограничительной электроники, решающей все за водителя, и радиаторов, не способных обеспечить необходимый уровень охлаждения. Естественно коробка служит дольше. К слову сказать, МКПП легче подогнать под индивидуальные требования владельца – например, сделать короткоходную кулису, усиленные синхронизаторы и сцепление, улучшить дифференциал и многое другое.
Но самое главное — ни одна, даже самая совершенная автоматическая коробка переключения передач не позволит вам совершенствовать свое мастерство. Кому из водителей, находящихся за рулём авто с автоматом, знаком термин «перегазовка» или «двойной выжим» педали сцепления?
Двойной выжим сцепления нужен для помощи изношенным синхронизаторам при включении какой-либо передачи.
Перегазовка приобретает неоценимое значение в условиях езды в гололёд. Быстрый переход на пониженную передачу предотвращает занос автомобиля, и обеспечивает более плавное его торможение. Кроме того, в условиях горной местности, а также при езде по бездорожью все полностью зависит от умения водителя, а не от того, что ему предложит «умная» электроника. Хотя, по большому счету – положительные моменты у нее тоже есть.
Ну что скажешь МКПП или АКПП?