Августин Блаженный (Августин Аврелий) (354–430) - один из самых влиятельных мыслителей в истории католической церкви.
Есть у него яркая фраза, которая в оригинале на латинском («Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам», VII, 8) выглядит так:
Dilige et quod vis fac
Варианты перевода:
"Люби - и делай что хочешь".
"Будь милосердным - и делай что хочешь".
"Люби - и делай что пожелаешь".
"Люби, и тогда чего хочешь - делай" (перевод Джозефа Флетчера/Professor Joseph Fletcher)
По сути все варианты особо не отличаются. Смысл фразы вполне ясен и из первого - самого распространенного - варианта перевода.
Главный посыл: если ты действительно любишь другого человека, то, что бы ты не делал, ты не причинишь ему зла, и поэтому ты совершенно свободен в своих действиях - все они будут во благо.
С христианской этической точки зрения предполагается, что если любовь (агапе, то есть любовь духовная) к другому подлинна, бескорыстна и тотальна, (человеческая) воля обязательно будет направлена на то, что лучше всего (будет как бы «безошибочной»).
Сам Августин иллюстрирует в Послании, что он имеет в виду, следующим примером: «Отец бьет своего мальчика, а похититель гладит его. Если у вас есть выбор между ударами и объятиями, разве вы не выбрали бы объятия и избегали ударов? Но если мы рассмотрим души тех, кто действует, мы поймем, что это любовь хлестает, а зло ласкает. Я подчеркиваю: человеческие поступки можно понять только по их корням в любви. Какие-либо действия могут выглядеть привлекательными, но это не обязательно любовь». В связи с этим возникает ассоциация с афоризмом Ницше: "Щадящая рука убивает." Вырванное из контекста, это высказывание шокирует, но на самом деле его настоящий смысл был близок к сути этих рассуждений Августина.
Однако если бы все было так просто... Имеющий в себе любовь может не знать, в чем состоит благо любимого им человека. Тогда возникает опасная ситуация. Любящий может в своих действиях непреднамеренно причинять вред тому, кого любит.
И возникает вопрос: так ли уж был прав Августин в своем смелом афористичном высказывании?
А может быть, не стоит путать "теплое" с "мягким", а именно любовь и свободу (действий)?
Велико философское искушение соединить две великие категории воедино - Свободу и Любовь.
Однако у Свободы другой корень, на который указывал Иисус из Назарета:
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
То есть корень Свободы - Знание (Истины). Без Знания Любовь может лишь всеми силами стремиться нести Благо, но еще не имеет подлинной Силы для этого.
А вы как думаете?
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь!