Найти тему
Круто об искусстве

Три картины Караваджо, отвергнутые церковью по причине "непристойности"

Караваджо "Святой Матфей и ангел", 1602. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
Караваджо "Святой Матфей и ангел", 1602. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.

Между 1602 и 1606 годами Караваджо написал пять алтарных образов для Римских церквей. Три из них были отвергнуты заказчиком: "Святой Матфей и ангел", "Мадонна и змея" и "Успение богородицы". Две имели более благополучную судьбу: "Погребение Христа" и "Мадонна Лорето" (она же "Мадонна пилигримов").

❗ОБРАЗЫ ВЫГЛЯДЕЛИ РЕАЛЬНЫМИ, ЗЕМНЫМИ, они опровергали религиозные идеализированные стандарты, царившие в то время в живописи.

Караваджо "Святой Матфей и ангел", 1602 (утраченный в 1945 при штурме Берлина).
Караваджо "Святой Матфей и ангел", 1602 (утраченный в 1945 при штурме Берлина).

1️⃣ В 1602 году Караваджо создает "Святого Матфея и ангела" (картина не дошла до нашего времени - полотно погибло в 1945 году во время штурма Берлина). Церковные функционеры отвергли его как "НЕДОСТОЙНЫЙ и НЕПРИЛИЧНЫЙ" образ. Апостол Матфей сидел скрестив ногу на ногу! Да и выглядел так, будто глупенький и совсем не знает грамоты, а ведь именно он автор первого канонического Евангелия (Евангелия от Матфея), которое, к слову, ему надиктовал ангел.

Караваджо "Успение Богородицы", 1605-1606.
Караваджо "Успение Богородицы", 1605-1606.

2️⃣ "Успение Богородицы", написанное в 1605-1606 годах, для семейной церкви Санта-Мария делла Скала юриста Лаэрцо Черубини (он же заказчик) также отвергнуто священнослужителями по причине "НЕДОСТОЙНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ". Ну нельзя было писать Марию так, как это сделал Караваджо - она показана ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УМЕРШИМ ЧЕЛОВЕКОМ, а не прекрасной женщиной, как бы уснувшей перед тем как переместиться на небо (так требовал канон).

На этот раз критика была яростная. Картину отклонили с возмущением, ибо Караваджо "изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами". Но самое ни в одни ворота не впихивающиеся - это то, что художник ПИСАЛ ФИГУРУ МАДОННЫ С ТРУПА ПРОСТИТУТКИ, утонувшей в Тибре (у церковников потекли кровавые слезы из глаз).

Караваджо "Мадонна со змеей", 1605-1606. Галерея Боргезе, Рим.
Караваджо "Мадонна со змеей", 1605-1606. Галерея Боргезе, Рим.

3️⃣ "Мадонну со змеей" Караваджо так же создает в 1605-1606 годах. Он писал ее для Собора Святого Петра в Риме (заказ от папы Павла V), где она провисела два дня, а потом была снята. Представители церкви сочли неприличным изображать ОБНАЖЕННОГО ХРИСТА (и необрезанного!) на переднем плане картины, к тому же в возрасте намного старше, чем приписывалось традицией.

Но главное, что разгневало церковных функционеров - Караваджо писал образ Марии С ДЕВИЦЫ ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ Элен, с которой самого художника связывали любовные отношения. Еще НИКОГДА святой образ не трактовался так реалистично и, как посчитали цензоры, ВУЛЬГАРНО - откровенный лиф Богоматери поверг в шок. Двери собора Святого Петра захлопнулись перед Караваджо навсегда.

Караваджо "Мадонна Лорето", 1604-1606. Церковь св. Августина, Рим.
Караваджо "Мадонна Лорето", 1604-1606. Церковь св. Августина, Рим.

Незадолго до "Мадонны со змеей" Караваджо создал еще одну скандальную Богородицу - "Мадонна Лорето" (1604-1606). И что вы думаете, конечно же ЕМУ ПОЗИРОВАЛА та самая ПРОСТИТУТКА Элен, которую несколько времени спустя он изобразит в образе Марии с Христом, змеей и Святой Анной.

В "Мадонне Лорето" вызвали споры еще и образы пилигримов - мужчина с ГРЯЗНЫМИ БОСЫМИ НОГАМИ и женщина в НЕОПРЯТНОМ ЧЕПЦЕ были восприняты как оскорбление.

За короткое время Караваджо превратился в одного из самых знаменитых и скандальных художников. К 1606 году слава о нем распространилась по всей Европе, как о "Микеланджело из Караваджо, пишущим в Риме удивительные картины".