2,5K подписчиков

12. Под капотом | Недогидроудар. Заводится/не заводится, заводится и глохнет

Краткий ликбез:
Что такое гидроудар двигателя?
Гидроудар – попадание воды в камеры сгорания двигателя (обычно это происходит через воздуховод), с последующим ударом поршней двигателя об эту водную пробку, после чего двигатель выходит из строя (разрывает блок или гнутся/ломаются шатуны/поршни).

Возможные причины гидроудара:
— в цилиндры могла попасть вода, всасываемая через низкий воздухозаборник при преодолении глубоких луж;
— масло, попадающее из системы смазки турбокомпрессора при резкой потере герметичности;
— тосол, просочившийся из системы охлаждения во время стоянки через негерметичную прокладку головки блока.

Лето. В г. Ульяновске ливневые дожди, вместо дорог реки и все в таком духе.

Я, как водитель никогда не имевший дел с "водичкой" — преспокоиненько сел в машину после работы и выехал. "Выехал" до ближайшего поворота, в котором и застрял. В огромной луже. Хоть другие машины и проезжали это место, мне же не повезло :)

Заглохнув, посидел 5 минут, попытался завестись — не помогает. Вроде стартер пытается схватить, но что-то не дает (ну еще бы). Сижу дальше. На улице дождь, ветер, падают ветки, течет "река". Выходить не хочется, но, тут я понимаю, что в салоне появляется вода. Просто поднимается. Вначале начал плавать резиновый коврик у пассажира. Потом у меня. Потом у заднего ряда. Еще через 5 минут отказали противотуманки (погас значок на приборке). Потом дальний свет. Что-ж, делать нечего, надо вытаскивать машину и идти домой. Остановил мимо проезжающего водителя, попросил оттащить назад на пару метров. Вода в это время дошла по порогов. Оттащили, машину оставил до утра.

Следующим утром оттащили на тросике в гараж, что бы машина хоть как-то просушилась и можно было глянуть, что там. Остановили на несколько дней.

За это время… Яндекс — что делать если утонул в луже? Ответы не радовали :) Автосервисы тоже. Все сообщали о том, что нужно купить ГБЦ, БЦ, поршни/шатуны, вал, свечи и т.д.

Что делали:
Покупать эти запчасти или не покупать, вопрос второй. Нужно же было самим узнать, что там и как.

В первую неделю, процедуры "стандартные" — разобрали салон (сиденья, обшивка, ковролин), вытирали насухо днище, сушили ковролин(сохнет долго), сняли воздушный фильтр (вода с него текла просто рекой), сняли свечи (свечи чуть темноватые как то будто от нагара), посмотрели масло (эмульсии нет).

Краткий ликбез:
Что такое гидроудар двигателя?

Краткий ликбез:
Что такое гидроудар двигателя?-2

Крутим стартер — делаем фонтан :)

Логика работы следующая — вода у нас стоит, ее надо оттуда выгнать. Выгнать ее можно убрав свечи и покрутив стартером. Крутим до тех пор, пока вода не перестанет идти (а пойдет солярка например :)).
Это реально важно — не надо оставлять смотреть друга в свечные отверстия — он там ничего не увидит, а порцию фонтана в глаз точно словит. Фонтан был сильный, в потолок гаража доставало.

Вторая неделя — пытаемся завести. Не получается. Почти тоже самое, что и в луже (вроде пытается схватить, но что-то не дает). Разрядили мои аккумулятор в ноль. Для спокойствия души разрядили еще один :)

Третья неделя — пришли новые свечи и воздушный фильтр. Ставим. Заводим. Не заводится. Самые простые предположения — нет топлива или воздуха (или дырка в блоке, конечно же). P.S.: То, что движок не заклинило проверял подьемом машины и прокруткой колеса. Если крутится "нормально", нет ударов или перескоков — то все хорошо.

Краткий ликбез:
Что такое гидроудар двигателя?-3

ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ МОЖЕТ НЕ ЗАВОДИТСЯ (топливо):
— нет давления в топливной рампе
— бензонасос
— датчик давления
— насмерть загажен топливный фильтр
— рассохшиеся топливные шланги и сгнившие хомуты на них
— проржавевшие топливные трубки (самое типичное место – вход в трубок в бензобак)
— некачественное уплотнение топливного фильтра
— неплотности в ручном или механическом подкачивающем насосе
— использование в качестве обратной магистрали на форсунках ПХВ трубок (для европейских и американских моторов) и вообще любые нарушения герметичности обратной магистрали
— нарушение уплотнения приводного вала топливного насоса высокого давления (ТНВД)
— нарушение уплотнения оси рычага управления подачей топлива (газом) ТНВД
— нарушение уплотнения крышки топливного насоса
— регулятор давления топлива (он же регулятор холостого хода)

ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ МОЖЕТ НЕ ЗАВОДИТСЯ (воздух):
— нет воздуха :)

Вот вроде весело (про "нет воздуха"), а вся суть в том, что топливо поступает (из свечных отверстий уже фонтанировала чистая солярка), а это значит что нет воздуха. Ну, это если по простому рассуждать. Простое рассуждения привело нас к тому, что — а не проверить ли нам патрубки? Нет, патрубки то мы конечно смотрели (наверху), а вот вниз мы не лезли. Что-ж, снимаем бампер, снимаем интеркуллер и патрубки (турбина<->интеркуллер). И потеклоооо. Еще литров 3-5 воды вытекло.

Кратко, в чем суть. Вода с верхних частей патрубков — слилась вниз и закупорила просто полностью проход воздуха. По сути мы пытались вместо воздуха втянуть снова воду, чего у нас не получалось (и хорошо!).

Краткий ликбез:
Что такое гидроудар двигателя?-4

Интеркуллер сушили обычным женским феном. Вставляем в один конец фен и оставляем на несколько часов.

Краткий ликбез:
Что такое гидроудар двигателя?-5

ЕСЛИ АВТО НЕ ЗАВОДИТСЯ (я поменял только свечи, на всякий случай, остальное надеялся работает):
— Заменить/очистить от грязи датчик температуры воздухозабора (IAT)
— Заменить датчик воздухозабора
— Заменить датчика распредвала
— ДКПВ (датчик положения коленчатого вала)
— Клапан ЕГР заглушить или удалить, или прочистить
— Заменить свечи
— Зарядить/сменить аккумулятор
— Регулятор давления топлива

Собираем все в обратном порядке. Заводим. Не заводится. Хотя последнее "не заводится" сильно отличается от первых "не заводится", потому что двигатель уже пытается "схватить" и завестись. Где-то на 7 подход, после 8 прокручивания стартера — машина завелась. Секунды на 3.

Ищем логику поиска неисправности. В сети нашел 2 варианта развития событий:

Краткий ликбез:
Что такое гидроудар двигателя?-6

ДВИГАТЕЛЬ ЗАВОДИТСЯ И ГЛОХНЕТ (порядок поиска неисправности, вариант1)
1) Низкий уровень топлива в топливном баке
2) Закупорка топливного фильтра
3) Повреждение или закупорка топливных магистралей
4) Проникновение воздуха в топливопроводы
5) Реле свечей подогрева
6) Реле IDM
7) Свечи подогрева
8) Неправильные фазы газораспределения клапанов
9) Низкая компрессия в цилиндрах
10) Датчик положения коленчатого вала (CKP)
11) Датчик положения распределительного вала (СМР)
12) Датчик температуры головки цилиндров (СНТ)
13) PCM
14) Датчик давления топлива топливного коллектора
15) Дозирующий впускной топливный клапан
16) Топливный насос.

ДВИГАТЕЛЬ ЗАВОДИТСЯ И ГЛОХНЕТ (порядок поиска неисправности, вариант2):
1) Выкручиваем свечи, снимаем всю воздушку до ресивера и крутим стартер долго и упорно.
2) Вкручиваем новые свечи, ставим воздушку. И не подключаем фишку к ДМРВ (датчик массового расхода воздуха). Заводимся.
3) Если глохнет — подключаем ДМРВ, отключаем РХХ (регулятор холостого хода).
4) Если глохнет — подключаем РХХ, отключаем ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки)
5) В одном из этих вариантов глохнуть не должна.
6) пробуем подключать все датчики.

Использовал второй вариант (он легче :)).
Дойдя до 4 шага — машина завелась. Вот так просто — отключил фишку ДПДЗ, и машина завелась. Точнее не просто завелась, а завелась и не заглохла. Оставили машину на 3 минуты поработать — фишку воткнули обратно (на работающем движке) — ничего не заглохло. Почему без этой фишки не заглохла — хрен знает (может дроссель пребывал в состояний шока от воды и не был нормально открыт/закрыт?). Поработав минут 5 — машину заглушили. И главное — пытаемся завести уже с фишкой. Заводится и все нормально работает.

Как ни странно, но на этом гидроудар был исчерпан за неимениеим гидроудара. Воды было много. Она была везде — во всех патрубках (синих, которые я недавно поставил), в интеркуллере, в воздушном фильтре, в корпусе воздушного фильтра, чуть ли не из выхлопной капало. Но, тем не менее движок остался жив. Почему? Предположительно, потому что у дизельного мотора "двойные чугунные стенки БЦ" (кто-нибудь про это знает?, насколько я знаю у бензиновых фокусов аллюминий и гидроудар там кончается плачевно), или потому что я медленно ехал и также медленно заглох (больше всего воды было в 2 и 4 цилиндре — может в это время такт был в ВМТ и в это время вода залилась — поэтому не было разрушений от хода поршня?).

Что дальше:
Взял очиститель карбюратора. Побрызгали в дроссельную — двигатель попыхтел и выплюнул много-много сажи. Работает во время поедания этой ядренной жидкости двигатель очень неспокойно. Видно не нравится.
Поменял масло. Было оригинальное. Стало MOTUL Specific Ford 913B SAE 5W-30.

О работоспособности авто после всего этого:
Обычная работа двигателя: Ничего не троило, ни дымело, ни глохло.
Скоростные характеристики: А вот тут интересно. До этого, авто разгонялся до 185 км/ч. Это был максимум. Сейчас же 190 км/ч. В тех же условиях, по той же дороге. Почему? Конечно же потому что машине очень понравилось купаться в луже, но честно — больше не надо :)

В планах:
— Вывод воздухозабора вверх или установка "нулевика"
— Вывод мозгов (РСМ) вверх
— Не ездить больше по лужам