Тот печальный факт, что по объективным и субъективным причинам нормального полноприводного бронетранспортера или бронеавтомобиля отечественного производства (с адекватным вооружением и бронированием ) до конца войны Красная Армия так и не получила, известен всем. Причем, соответствующее шасси и экспериментальный бронеавтомобиль на его базе были созданы и испытаны еще до войны.
В результате именно бронетранспортеры в Красную Армию поступали только от союзников по Антигитлеровской коалиции, ну и трофейные использовались. Подробно о поставках мы писали в статье "Американская бронетехника в СССР". Тернистый путь создания отечественных бронетранспортеров описан в материале "Первые бронетранспортеры в Советской армии". Здесь же мы рассмотрим эффективность применения, сильные и слабые стороны имевшихся в Красной Армии бронетранспортеров и бронеавтомобилей на основании оценок командиров частей и соединений, которые они давали в письменном виде в рамках обобщения и анализа боевого опыта Великой Отечественной сразу после войны.
25.06.45 Командующий БТ и МВ Красной Армии маршал бронетанковых войск Федоренко издал приказ за номером 246206, согласно которому командирам частей и соединений, имевших на вооружении бронеавтомобили и бронетранспортеры, надлежало ответить письменно на ряд вопросах об эффективности их боевого применения, сильных и слабых сторонах конструкции, оценить аналогичные немецкие образцы и высказать пожелания к перспективному бронетранспортеру для Красной Армии.
К бронеавтомобилям и бронетранспортерам при этом стандартно относили следующие образцы, объединяя их логически и тактически: БА-64 (бронеавтомобиль отечественного производства), полноприводный колесный американский БТР "Скаут", ЗСУ М17 на базе полугусеничного БТР М5, английский БТР Universal Carrier. Упоминание собственно полугусеничных БТР и артиллерийских тягачей М2-М9 встречается крайне редко. Изредка к БТР относят также СУ-57 - самоходную установку на базе полугусеничного БТР.
Для читающих по диагонали через строчку и спешащих сходу отметиться в комментариях специально подчеркиваю - это видение командиров частей и подразделений Красной Армии 1945 года, а не личные изыскания автора статьи.
Такая странная, на первый взгляд, классификация проистекает из реалий последнего года войны, когда разведгруппы и передовые отряды на БТР, собранные иногда "с миру по нитке" из разных частей и подразделений, стремительным ударом захватывали населенные пункты, железнодорожные узлы, аэродромы, перехватывали отступающие колонны противника, расстреливали прямо на станциях вражеские эшелоны. В состав таких отрядов включали и ЗСУ М17, имевшую возможность обстреливать верхние этажи зданий. Шквал огня четырех крупнокалиберных пулеметов был отличной поддержкой небольшой мобильной группе разведчиков, передвигавшихся обычно на "Скаутах".
Ниже представлен фрагмент из "Материала по обобщению опыта Отечественной войны в области применения бронеавтомобилей и бронетранспортеров" 45-го Гв. ТП 11-й Гв. танковой дивизии, датированного июлем 1945 года. В части использования ЗСУ М17, которая именуется бронетранспортером, сказано, что она является "сильным средством ПВО при условии использования... 3-6 установок и более". ЗСУ придавались танковым батальонам повзводно (в тексте упоминается бригада, что связано с послевоенным переформированием). За две недели боев с 15 по 30 апреля 1945 года зенитно-пулеметная рота, вооруженная ЗСУ М17, уничтожила 6 самолетов противника. Применялась М17 и по наземным целям - наиболее характерный пример - бои за Берлин, где установки вели огонь по крышам и верхним этажам зданий, не позволяя немецким "фаустникам" и автоматчикам поражать наши танки и пехоту и иногда вообще поджигали или разрушали занятые врагом здания. Удивительно, но М17 успешно применялись и для самостоятельного ведения разведки "в оперативной глубине обороны противника"(см ниже).
Разумеется, "бронетранспортер" М17 имел и свои недостатки. Указывается на слабость конструкции гусениц. Также некоторые достоинства машины (управление счетверенной установкой пулеметов через электромотор) порождали и сопутствующие проблемы в эксплуатации - ручного управления просто не было и выход электромотора из строя делал установку небоеспособной. Отмечено, что максимальная скорость установки по хорошей дороге 60 км/ч, но практически - 20-30 км/ч, а по бездорожью - до 8 км/ч.
Полностью с этим материалом и с другими, использованными при написании статьи, можно ознакомиться по ссылкам в конце текста.
В аналогичном отчете 48-й Армии упоминается бой за населенный пункт Лангвальде, в ходе которого исход атаки решил шквальный огонь тяжелых пулеметов с БТР "Скаут" и ЗСУ М15 (с 37-мм пушками) на базе полугусеничного БТР. Последние в Красной Армии встречались редко (всего порядка 100 единиц).
Как уже отмечалось, в приводимых отчетах фигурирует примерно один и тот же список образцов бронетехники.
Советский БА-64 в этот список попал просто как единственный на тот момент (1945 год) выпускаемый серийно и состоящий на вооружении в заметных количествах бронеавтомобиль отечественного производства. Ни в какое сравнение с немецкими и англо-американскими образцами он не шел и его применение непосредственно в бою имело место относительно редко.
Бронеавтомобиль БА-64 использовался преимущественно для связи и охраны штабов, т.к. слабость вооружения и бронирования, склонность к опрокидыванию, малочисленный экипаж, исключающий возможность посадки на борт пеших разведчиков сильно снижали его боевую ценность.
В своем Докладе по теме использования бронеавтомобилей и бронетранспортеров начальник разведотдела штаба 10-й гвардейской танковой дивизии (июль 1945 года) упоминает также "новый бронеавтомобиль БА-10-67". Что за образец имеется в виду, автор пока не готов ответить. Возможно имелся в виду БА-64Б на шасси ГАЗ-67. Отмечается, что данная машина имеет лучшую по сравнению с БА-64 проходимость (см фрагмент ниже).
Ниже список бронеавтомобилей и бронетранспортеров 4 гв. мехкорпуса на 30.10.1944. Все же преобладают БА-64 (35 штук, 28 исправны). Обратите внимание - ЗСУ М17 также присутствуют в этом списке - 19 штук в корпусе, все исправны, их чуть меньше, чем Скаутов (24 единицы, 20 исправны).
Немецкие БТР советские военные специалисты оценивали в целом позитивно. В качестве недостатка указывалась шумность хода, перегрев мотора в жаркую погоду, большой расход бензина.
При этом отмечалась совершенно неоправданная тактика использования БТР немцами в конце войны, когда они атаковали ВМЕСТО танков. В результате практически все бронеединицы уничтожались. В одном из отчетов указано, что всего два советских танка расстреляли 20 немецких бронетранспортеров, которые ничего не могли им противопоставить.
На тему немецких бронетранспортеров в конце войны имеется в архивах еще один любопытный пассаж - достаточно большое количество приказов и распоряжений, требующих обязать пехоту вести огонь по БТР из пулеметов ДШК и ПТР, т.к. они вполне могут поразить подобные цели. Видимо, о возможности борьбы с бронетехникой с помощью ПТР, 45-мм орудий и пулеметов ДШК к 1945 году уже начали забывать.
Вот пример такого приказа:
В продолжении статьи мы расскажем об оценке советскими офицерами американских полугусеничных БТР, английского Universal Carrier и колесного БТР "Скаут".
Ссылки по теме:
Для выполнения боевой задачи немедленно передать танки Т-70 и бронетранспортеры 9 гв. бронеб-н с экипажами... ( пример сбора БТР по разным частям для выполнения конкретной боевой задачи);
Материал по обобщению опыта Отечественной войны в области применения бронеавтомобилей и бронетранспортеров (описаны варианты применения ЗСУ М17 и бронетранспортера "Скаут" в составе танковой бригады);
Обобщенный опыт применения бронетранспортеров и бронемашин БТ частями 48 А, а также применение бронетранспортеров и бронемашин противника перед фронтом армии в Великой Отечественной войне (упомянуты ЗСУ М15 и трофейный немецкий БТР с зенитными крупнокалиберными пулеметами - скорее всего Sd. Kfz.251/21);