Как движения помогают удовлетворять наши потребности? И почему двигаясь, мы чувствуем себя намного лучше?
Когда мы научились ходить, на этом наш двигательный опыт не закончился.
Смысл двигательного обучения состоит в том, что для удовлетворения потребностей нам нужно хорошо двигаться. Ребёнок целый день бегает, прыгает, играет, ему это нравится. Его нейросети и биологические программы подталкивают осваивать двигательные навыки, платя ему за это положительными эмоциями. Чем больше мы двигаемся, тем шире наши адаптационные возможности и эффективнее управление телом.
Движения вставлены в наши разные поведенческие программы. Мозг постоянно принимает решения о том, на что ему тратить двигательные ресурсы, исходя из своих потребностей.
Когда возникает потребность, в мозге запускаются двигательные реакции. Если потребность успешно удовлетворена (например, мы были голодны и поели), то выделяется дофамин, и мы ощущаем положительные эмоции. Кора больших полушарий запоминает программы, которые привели нас к цели. Мы повторяем, закрепляя успешное поведение в памяти, и формируем опыт. А если мы ходили и тратили энергию, но так и не поели, то потребность нарастает, и мы ощущаем негативные эмоции.
Павел Васильевич Симонов выделил ключевые группы потребностей.
1. Витальные потребности.
Они жизненно важные. Потребность в пище, воде, сне, защите от опасностей и т.д.
Сюда же относится программа экономии сил. Она может инициировать в нас изобретательность: мы придумываем, как потратить минимум сил на достижение своей цели. Но может обернуться и ленью. Для наших предков это было значимо: если организму сейчас ничего не угрожает, зачем лишний раз двигаться и жечь калории? Это нелогично. Нужно помнить о том, что нам достался этот же "древний" мозг, но живём мы в совершенно других условиях! В комфортных. И это лишает нас движения.
2. Социальные потребности.
Они связаны с поведением в стае/социуме. Например, в детстве мальчишки понарошку борются друг с другом. На самом деле это серьёзный компонент поведения! Во-первых, так тренируются их нейросети, отвечающие за движения. Во-вторых, их мозг учится оценивать силы соперника. В будущем при реальных столкновениях эта информация может оказаться жизненно необходимой.
3. Потребности саморазвития, направленные в будущее.
У нас в мозге есть нейроны, реализующие ориентировочный рефлекс. Иван Петрович Павлов отнёс к этим потребностям любопытство, игру и свободу, важным источником которых являются движения.
На основе любопытства у нас возникает исследовательское поведение и стремление собрать новую информацию. Мы двигаемся и познаём мир.
Игра – спонтанное и естественное поведение, которое помогает тренировать двигательные навыки. Игра приносит нам радость в любом возрасте. А всё потому, что этот вид активности связан с работой экстрапирамидной системы мозга, вырабатывающей дофамин. Этот нейромедиатор не просто контролирует наше настроение, но также снижает скованность в теле, побуждая нас к движению.
Взрослый человек не так охотно играет в силу собственных ограничений и социальных установок "я же взрослый", "я всё это уже умею".
Свобода – такая же важная программа потребностей, как еда и безопасность. Так утверждал И. П. Павлов. Биологическая целесообразность этой программы очевидна: если животное упало в яму, ему нужно срочно выбираться, потому что он может умереть от голода и жажды или быть съеденным хищником. Программа потребностей, направленная в будущее, помогает преодолеть возникшее препятствие: мозг животного вливает дополнительную энергию в работу тела.
Если ребёнка закрывают в комнате, то его мозг на фоне негативных эмоций должен понять, что он сделал что-то не так.
Но здесь очень тонкая грань. У более свободолюбивых людей негативные эмоции могут перерасти в агрессию. И если дверь не открывается, то сначала ребёнок её дергает, затем пинает. У менее свободолюбивых может включиться противоположная сторона свободы – программа рабства, связанная с иерархическим поведением.
Движения влияют на эмоции. И эмоции влияют на двигательную активность. Это принцип обратной биологической связи.
Мозг постоянно следит за уровнем напряжения в организме и получает отклик от мышечного тонуса. Под влиянием физиологической информации мозг пытается объяснить ощущения в теле. Чем выше напряжение в ваших мышцах, тем ниже у вас уровень подвижности и хуже эмоциональное состояние (появляется тревога, раздражение и пр.).
Если вы расслаблены, то и организм работает по-другому. Мозг получает данные о нормальном мышечном тонусе и давлении. В таком состоянии мы чувствуем себя хорошо и активнее двигаемся.
Таким образом, наши потребности, движения и эмоции тесно связаны. Движения помогают удовлетворять наши жизненно важные потребности. И стимулируют выработку дофамина, который заряжает нас позитивом. Чем больше мы напряжены, тем хуже наше настроение и ниже активность. И наоборот: чем меньше мы двигаемся, тем напряжённее мы становимся.
В мозге каждого из нас уникальный коктейль из программ потребностей. Кто-то вырос более или менее подвижным, любопытным, игривым, свободолюбивым. Зная себя, вы можете сознательно побуждать себя к играм и движению. Даже обычная прогулка в новом месте принесёт вам радость и удовольствие!
При написании данной статьи опиралась на труды И. П. Павлова, П. В. Симонова, Р. М. Сапольски, В. А. Дубынина и др.